А.П. Чехов "Дом с мезанином".

 

Однажды бесцельно гуляя художник набрел поместье, где знакомится с барышнями Волчаниновыми, которые, словно пробудили его после долгого сна. Обе красавицы тонкие, бледные, младшая из сестер около восемнадцати лет наивная, с большими глазами, которая любит читать. Вскоре в имении Белокурова появляется старшая Лида Волчанинова с подписным листом с просьбой помочь деньгами крестьянам-погорельцам. Она приглашает художника в гости. Белокуров рассказывает, что живет она в деревне Шелковка с сестрой Женей и матерью Екатериной Павловной. Их отец умер, но при жизни занимал пост тайного советника и работал в Москве. Волчаниновы в средствах не были стеснены, но в деревне жили постоянно, а Лидия работала в школе учительницей. В свой первый визит к Волчаниновым художник сразу услышал, кто в доме главный. Лидия давала распоряжения, Екатерина Павловна терялась и робела, а Женя, казалась совсем маленьким ребенком и во всем соглашалась с сестрой. За столом Лидия стала рассказывать художнику о председателе управы Балагин, который развал должности на право, и на лево исключительно своим родственникам. Во время обеда художник нечаянно опрокинул соусницу, но никто из присутствующих за столом не проронил ни слова, казалось, что просто никто не обратил внимание на это маленькое происшествие. Белокуров сказал: "Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Да, прекрасная, интеллигентная семья..." Очень уж приглянулась художнику молодая семнадцатилетняя Женя, или как ее все называли Мисюсь. Ему казалось, что она разбудила его после долгого сна. Он влюблялся в нее все сильнее. Они часто совершали прогулки, катались на лодке, или же художник писал свои картины, а Мисюсь всегда стояла рядом и восхищалась им. Но чем сильнее он влюблялся в младшую, тем сильнее портились отношения со старшей. Лидии тоже не сильно приятен был художник. Она считала себя человеком трудолюбивым и не понимала, как можно так бесцельно проживать свою жизнь, ей не нравились его картины. Она была членом земства, по ее инициативе открывались аптеки, школы для крестьян. "Мы делаем, что можем, и мы правы», говорит Лидия. Как-то он сказал Лидии, что ее помощь крестьянам не приносит им пользы. У них завязался спор, но ни мать, ни сестра не пытались перечить Лидии, поскольку именно она тянула на себе весь дом, взвалив на свои плечи "мужскую" работу. Однажды вечером, когда Мисюсь провожала художника, он признался ей в любви и она, конечно же, ответила ему взаимностью, но она совершила ошибку, побежав сразу к сестре и матушке, поведать о своем счастье. Придя на следующий день к Волчаниновым к нему вышла Лидия и сказала, что сестра с мамой уехали в гости к тетушке в Пензенскую область, а затем, вероятно, отправятся за границу. Возвращаясь домой художника окликнул мальчишка, который передал ему записку от Мисюсь в которой она писала, что они вынуждены расстаться, поскольку была не в силах перечить старшей сестре, и желала ему счастья. Они были слишком слабы против властной Лидии и не смогли спасти свою любовь. Больше не суждено было ему увидеть свою Мисюсь. Однажды, отправляясь в Крым он встречает в вагоне Белокурова, который рассказал, что Лидия также и живет в своем поместье в Шелковке и работает учителем. Ей удалось собрать группу единомышленников и продвинуться по земской линии. Женя долгое время не появлялась дома и где она была никто не знает. Художник постепенно забывает "дом с мезанином" и только когда ему одиноко вспоминает:" ...мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся... Мисюсь, где ты?" 

Основная тема рассказа - это любовь, а точнее о несчастной любви Художника и Мисюсь, помещика Белокурова, который прозябает в своем поместье, и Лидия, которая лишая себя личного счастья, решает посвятить себя служению народу. А.П. Чехов в своем произведении пытается объяснить нам, что просто необходимо любить, любить все: родных, близкого человека, жизнь... Судьба посылает достаточно испытаний на протяжении всей жизни, но создавать проблемы самому попросту глупо. 

В этом рассказе говорится не только о любви, но поднимается вопрос о бедственном положении крестьян и пути решения этой проблемы. Автор не пытается стать на чью-то сторону, он описывает их объективно и выбор остается за читателем. Лидия уверена, что необходимо помогать бедным, что порядочный, интеллигентный человек просто не может сидеть сложа руки, пока есть люди, которые нуждаются в помощи. Она уверена в своей правоте и не приемлет других мнений. Художник предстает в виде этакого философа, который только размышляет, но не может предложить ничего для решения проблемы, он считает, что всему виной физический труд, по его мнению крестьян необходимо освободить от тяжелого труда и создавать не школы, а университеты. Ему лень. Лидия, помогая нуждающимся, напрочь забыла про своих близких и стала для них тираном. 

Мисюсь - девушка, которая смотря на мать, старается ей подражать. Она ведет себя как ребенок, во всем прислушиваясь к старшей сестре, которая в доме заняла лидирующие позиции. Тем самым ни Женя, ни ее матушка под давлением  Лидии не могут ей сопротивляться.

Это рассказ-воспоминание, даже дом с мезанином стал действующим лицом произведения, о нем вспоминают, как о самом уютном месте из прошлого, о котором так приятно вспоминать. Он заставляет задуматься о своей жизни, о тех препятствиях, которые возникают на пути к своей цели. И сколько бы ни было этих преград на твоем пути, именно ты будешь менять свою судьбу в ту или иную сторону. Рассказ начинается с хондры художника и заканчивается той же хондрой.