Самозванцы.5

 

И снова ему пришлось вымаливать у султана про­щение. Того, вероятно, восхищала целеустрем­лённость самозванца - султан Ибрагим хотел бы найти ему применение, но никак не решался. Всё случилось как в русских сказках, где герою везёт на третий раз: с помощью купцов-христиан «царе­вич» добрался до Сербии, где вовсю раздавал обе­щания вызволить братьев-славян из османского ига. Воодушевлённый доверием, оказанным ему сербами, он пустился в европейское турне. Для на­чала повидался с папой римским, предложив ему разыграть тот же сценарий, что и с Лжедмитрием, но на более выгодных условиях - вы нам поддерж­ку и польские войска, мы вам - унию, которая объединит Католическую и Русскую православ­ную церкви в единую. В доказательство искренно-


САМОЗВАНЦЫ

сти намерений равнодушный к вере «царевич» тут же, буквально не сходя с места, крестился в като­личество. Но папа качал головой, раздумывая над бесславным походом Гришки Отрепьева.

Видя, что с папой каши не сваришь, «Джованни Шуйский» отправился на Украину. Запорожские казаки находились в затянувшейся ажитации - гетман Богдан Хмельницкий пытался добиться от Алексея Михайловича согласия взять страну под свою защиту, но русский царь медлил, опа­саясь войны с поляками. Тогда Хмельницкий ре­шил напомнить царю, что власть Романовых не такая уж и прочная, как кажется. Демонстративно пригласил «царевича» жить у себя. Москва засуе­тилась - к самозванцу приезжали царские слуги, уговаривали его ехать в столицу: не боись, государь тебя простил и даже пожаловать хочет... Тот об­мануть себя не дал - требовал, чтобы царь величал его в грамоте князем Шуйским, официально при­знав его происхождение. Рассерженный Алексей Михайлович решил действовать кнутом. Намекнул Хмельницкому: если он сомневается в правах Ро­мановых на престол, то пусть не ждёт от Москвы покровительства. Гетман согласился выдать «князя Шуйского», но - вот незадача - тот как сквозь зем­лю провалился. И тщетно государевы посланники