не ответил. 5

   Я позвоню, — сказал я.

Я быстро отыскал номер Тамары. Она долго не снимала звонок, я стоял, я нерв­ничал.

  Тамара! — наконец крикнул я. — Скажи, только честно, зачем ты меня от­правила к этому твоему Волатову? Он, что, тебе или мне — кум, сват, брат? Ведь он невменяемый!..

не ответил. 4

   Был.

   Ты говорил, что работаешь на радио, и даже назвал волну. Назвал?

   Назвал.

  Вот. Это было неосторожно. Но ты всегда слишком уверен в собственной без­наказанности. Ты даже имя свое назвал. Ты назвал свое имя?

не ответил. 3

    Дождь, шоссе, ты за рулем, и на обочине — она, хрупкая, слабая, беззащитная, промокшая. Я сказал ей, чтобы она шла на автобус, но тогда надо было возвра­щаться километр под дождем, и она решила ловить машину. Ты проехал мимо, но потом остановился, сдал назад, предложил сесть. Вспомнил?

     Да-да, — зажмурившись, говорил я. — Беззащитная, промокшая, да.

не ответил. 2

Волатов неторопливо взял киянку, и прежде чем он ударил меня ею по темени, у меня зазвенело в ушах, пошла носом кровь, замелька­ло перед глазами, я ощущал себя как будто бы я был под водой, на большой глуби­не, и у меня уже нет ни сил, ни воздуха, чтобы вынырнуть оттуда.

Не ответил. 1

Тот не ответил, налил себе стакан пива и быстро-быстро выпил его, шумно и жад­но глотая.

     Картинами? — только тогда переспросил он.

не ответил. 6

Безначального Хаоса слуги — ЖКС, Бриарей, Эфиальт —

Все кругом раскопали в округе. Чем мешал еще крепкий асфальт?

Эссе.

Признаюсь, временами я пробовал и другие модели, как говорится, ходил на сторону, — однако всегда побеждала при­вязанность к ней, на что она отвечала взаимностью даже то­гда, когда такие пишущие машинки исчезли из продажи. Те­перь ее можно было найти только на блошиных рынках. Всякий раз, благодаря дружеским связям, мне удавалось дос­тать ‘бывший в употреблении’ экземпляр с добавлением: ма­шинка, дескать, свое отслужила. Что было неправдой.

Дорогу осилит идущий 22

Перед завтрашней поездкой подстраховался — позвонил Лукину, Ше- стинскому, Кононенко, Кодину. Всё вроде бы идёт по плану.

Обнадёживающий разговор с дамой из городского департамента культуры (Татьяной Константиновной Барановой). Тоже по телефону. От моего письма не отмахнулись, поставили в план сумму на мою книгу. Теперь осталось ждать распределения бюджета на следующий год и на­деяться.

КТО ТАКОЙ «УДЕРЖИВАЮЩИЙ»?

Во Втором послании к фессалоникийцам апостол Павел, говоря о при­шествии Христовом, сказал, что «день тот не приидет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха...», то есть антихрист (2 Фес. 2, 3). Но хотя «тайна беззакония уже в действии», сам антихрист не явится, говорит апостол, «пока не будет взят от среды удерживающий те­перь» (2 Фес. 2, 7).

КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ. 4

Приняв к исполнению нормы задания на проектирование, архитектор, в его представлении, до мелочей продумал для студента строгий распорядок дня, формирующий человека нового времени. Вот основные принципы, которые исповедовал Николаев при принятии планировочных решений: «Изгнание из своей жизни примуса есть первый шаг. Бытовая коллективизация и организо­ванность учебы — второй шаг. Третий шаг — гигиенизация, оздоровление быта. Четвертый шаг — переход на самообслуживание в быту и механизация процес­сов уборки. Пятый шаг — обобществление детского сектора».

Видение лица. 8

Его он и любил в ней. Он видел в ней внутрен­ний простор пространства души. Это­му пространству, помимо избушечно- го, Хоз пытался помочь спастись. По­любить каждое «бедное существо», увидеть в «бедных моих», как он всех называл, неповторимый, неохватный, свободный Божий мир — сквозное действие небывалой в советском теа­тре роли господина Эдварда Иоганна- Луи Хоза и личная музыка творчества артиста Александра Галко. Но дальше, дальше.

Видение лица. 7

Мистические иностранцы Галко, и Воланд, и Хоз, — негатив и позитив, диалогические, диалектические под­ходы к одному кругу вопросов, задава­емых «бледным праведником»: «Чем же все это кончится, бедные мои? Ког­да же кончится наше дыхание в этом пустом пространстве и мы обнимемся в общей могиле?» Хоз у Галко, как тот его «темный двойник», наблюдал го­родскую жизнь, изучал жизнь колхоз­ную. И произносил ей приговор окон­чательный, обжалованию не подлежа­щий: «Какое всемирное, исторически организованное жульничество!»

Видение лица. 6

В 2006 году вышел том пьес Плато­нова. Предисловие написано Андреем Битовым, называется «Пустая сцена» и заканчивается так: «Ничто не было реализовано на сцене (лишь в послед­нее, “гласное” время осуществляются театральные постановки, и то прозы, а не пьес). <...> Сцена Платонова все еще пуста».