КТО ТАКОЙ «УДЕРЖИВАЮЩИЙ»?

Кто такой этот удерживающий? Вопрос этот не является чрезвычайно важным в догматическом отношении и споров в Церкви до само­го последнего времени не вызывал. Впрочем, Святые Отцы, толкуя послание апостола, высказали некоторые свои мысли и об «удерживающем». По толко­ванию св. Иоанна Златоуста, «удерживающий» — Римская империя, другие Святые Отцы считали, что удерживает мир от прихода антихриста благодать Святого Духа. Третьи — определение Божие: когда настанет время, опреде­ленное Богом, тогда явится и антихрист. Сообщив своему читателю обо всех этих толкованиях, блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Но ты следуй толкованию святого Иоанна, как более истинному»[1].

Казалось бы, некоторые православные, которые держатся мнения, что «удерживающий», о котором говорил апостол Павел, есть последний русский император, следуют в этом св. Иоанну Златоусту, который считал «удержи­вающим» Римскую империю. Но св. Иоанн Златоуст считал римскую импе­раторскую власть удерживающей приход антихриста не потому, что римская власть была властью императорской, а потому, что эта власть была вселен­ской. Римская империя простиралась на всю тогдашнюю вселенную, римский император господствовал над всеми тогдашними народами земли. Существо­вание Римской империи со столицей в Вечном городе совершенно исключало воцарение над миром антихриста, который должен будет воцариться в Иеру­салиме — столице уже его всемирной империи. «До тех пор пока будут бо­яться этого (римского) государства, — пишет св. Златоуст, — никто скоро не подчинится (антихристу); но после того как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и боже­скую — власть»[2].

Римское царство было показано пророку Даниилу в виде четвертого зве­ря. «Он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» (Дан. 7, 7). Десять рогов четвертого зверя «значат, что из этого царства восстанут десять царей» (Дан. 7, 24). Очевидно, что до самого прихода антихриста на земле будет владычество четвертого зверя — вначале в виде единого римского государства, а впоследствии различных государств. Тем не менее как единое римское государство, так и множество государств, восстав­ших из него, являются одним и тем же четвертым зверем, показанным в виде­нии пророку Даниилу. И как единое римское государство удерживало приход антихриста, так удерживают и государства, восставшие из него, пока не будут одолены антихристом. «Подобно тому, — говорит св. Златоуст, — как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское — вавилонянами, вавилон­ское — персами, персидское — македонянами, македонское — римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большой ясностию передает нам Даниил»[3].

Свт. Иоанн Златоуст не случайно отсылает нас к пророку Даниилу, ибо пророку было показано в видении воцарение антихриста. Когда Даниил смо­трел на десять рогов четвертого зверя, он увидел, «как вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7, 8). Таким образом, антихрист воцарится над миром после разрушения римского царства (государств, восставших из этого царства).

 



[1] Благовестник, или Толкования на Новый Завет Блаженного Феофилакта, архиепи­скопа Болгарского: В 4 кн. СПб.: Изд. П.П. Сойкина, 1911. С. 799.

[2]Св. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб.: Изд. С.-Петерб. дух. акад., 1905. Т. 11. Кн. 2. С. 598.

[3]Св. Иоанн Златоуст. Творения. С. 598.