Музыкальный театр Италии первой половины XVII века: не только опера.

 Знакомясь поближе с историей музыкального театра в Италии удастся отследить зарождение такого сценического жанра, как опера. И если изначально опера позиционировалась исключительно, как драматическое искусство, то позже она стала неотъемлемой частью таких сфер человеческой деятельности:

 источник статьи

1.Архитектура. Влияние оперы на архитектуру проявляется в возникновении оперных театров.

2.Живопись. Здесь связь прослеживается в тематике оформления костюмов, сценических площадок.

3.Балетное искусство и актерское мастерство, которые относятся к оперному жанру.

4.Музыкальное искусство. Тут  опера оказала воздействие на инструментальное и вокальное направление в музыке.

 

Но вместе  с оперой в Италии стают популярны и спектакли иных жанров, которые стают развлечением для придворного общества. Стоит отметить, что зарождение оперы как жанра происходило под влиянием разноплановых театральных представлений. 

 

В Италии того времени существовала традиция проведения музыкальных вечеров в театрах крупных городов. Программа таких мероприятий включала в себя танцы и пение. Любовь итальянских жителей к веселью связана с их многовековыми традициями в организации маскарадов и карнавалов, сохранившаяся до сегодняшнего дня.

 

Со слов очевидцев, которые попалив книгу "Музыка, танец и драматическое искусство при дворе Медичи с 1600 по 1637 год" автора А.Солерти, можно выделить жанры искусства присутствовавшие в то время в Италии:

источник статьи 

1.Придворный балет или «ballo a corte»;

2. Праздник -  festa . 

3.Танцевальное придворное празденство, что переводится как festa da ballo [a corte].

4.Комедийная сказка или commedia la favola.

5.Музыкальное комедийное представление, иначе comedia in musica.

6.Карнавальные шествия в вечернее и ночное время – veglia.

7.Праздник с завтраком, что переводится как festa a colazione.

8.Балет  в виде музыкально-инструментального вступления – balletto.

9.Турнирные соревнования на лошадях или torneo.

10.Обычная и комическая маскерата, иначе говоря mascherata, mascherata della Bufola.

 

Вместе с вышеперечисленными театральными представлениями популярностью пользовались различные массовые шествия, карнавалы, турниры и другие мероприятия развлекательного типа. Среди них особого внимания заслуживают рыцарские турниры, фрегатные соревнования, конные схватки. Такого рода мероприятия дали толчок к зарождению конного балета.

 

Конный балет – театральный жанр предполагающий выстраивание лошадей по сложным схемам, с целью создания фигурного танца. Состязание всадников происходило под вокально- инструментальное аккомпанирование и декламацию. Возникновение данного жанра приходится на конец XVI века.

 источник статьи

Узнать о постановках того периода времени помогли источники того времени, некоторые из них передались современникам только в письменной форме сценарии спектакля. В изданиях А. Солерти напечатаны либретто представлений периода 16-го века, что проходили при дворе Медичи. Кроме того в книге опубликованы, собранные автором записи очевидцев дворовых шествий и представлений. И в некоторые комментарии содержат в себе информацию о конкретном спектакле.

 

№1. Например, в одном из высказываний сказано, что 24 февраля в 1615 году, когда итальянцы отмечали День Святого Матисса гости праздника стали свидетелями театрализованного представления под названием «Балет цыганок». Местом для этих действий был выбран  флорентийский Палаццо Питти. Из воды изначально вышел бородатый седовласый старик Арно, в след за ним появилось восемь красиво наряженных нимф. 

 

После того, как вышеупомянутые персонажи спели песни они снова исчезли. Вслед за ними в поле зрения гостей появляется громадная лодка с цыгане, в количестве 12 человек. В ярко украшенной цветами и золотой нитью лодке, они пытались достичь порта Флоренции. И мужчины, и женщины были в черными масками на лице, убраны в красивые одежды и увешены цыганскими украшениями. 

 

После того как артисты спели на сцене романсы и удалились в театр, вышла группа балерин со своим номером – танцы и пение. Продолжением вечера стали танцы дам и кавалеров. Герцог Тосканский, именуемый еще как «Светлость» вместе со всеми отплясывал гальярду и другие танцы до четырех часов утра. В знак любви и уважения к своей жене герцог приказал подать завтрак, это были всевозможные сладкие вкусности в ивовых корзинах с серебряной окантовкой. После чего вновь продолжились танцы и участвовать в праздновании мог каждый.

 

Стоит отметить, что Либретто к такому празднику было разработано Фердинандо Саранчели, за постановку балета отвечал Аньоло Ричии, а музыка была написана Франческой Каччини (дочь прославленного на весь мир композитора Джулио Каччини).

 

Новое дыхание и толчок к развитию ренессансная традиция получила в XVII веке. Происходило это под влиянием празднеств и шествий под открытым небом в танцевально-музыкальном сопровождении. На этом этапе развития опера в драматическом ее проявлении доступна лишь для узкого привилегированного круга общества, но никак не для обычных людей.

источник статьи 

Новый оперный жанр камерный или академический уклон, а не зрелищный. Придворные аристократы, которые спонсировали развитие данного жанра, не особо заинтересовались таким искусством. И опера в итоге стает лишь одной из составляющих театральной жизни при дворе и по своей значимости не превосходит обычных празднований под открытым небом.

 

Кроме того творцы оперы того времени, которая называлась «dramma per musica», так и создавали спектакли в ренессансных традициях. Примером тому стала постановка "La mascherata di ninfe di Senna", что в переводе звучит как «Маскерата нимф Сены». Музыкальное сопровождение к действию разрабатывалось Якопо Пери. Свой вклад в оперетту внес также Марко де Гальяно, который является автором сюжета оперы "Дафны", что была поставлена в 1608 году в Палаццо Питти. Принимали участие в разработке и Франческа Каччини совместно с певицей Викторией Аркилеи.

 

№ 2. Во второй записи очевидцев описываются события торжества, посвященному празднованию дню Св. Якоба. Организатором празднования снова стал Фердинандо Саранчели, который выбирал место, тематику и стилистику мероприятия. Площадкой для постановок было выбрано место между Карайей и мостом Св. Троицы. Были запланированы номера на суше и в воде.

 

Его Светлость прибыла к месту празднований в сопровождении свих близких, а именно принца д. Карло, Паволо Джордано. Следуя из тематики торжества, прибытие Амура в Тоскану было приурочено великолепным флорентийским дамам. Театральный амур не желая больше видеть мучения и боль своих подданных, принимает решение выпустить их с неволи. Вместо страдавших ранее  узников, он заполняет свою колесницу Горем, Печалью, Страхом, Гневом, Скорбью и Завистью.

 источник статьи

После того, как все жестокие чувства были закрыты, колесницу перемещают на красочный праздничный корабль, который предварительно прибыл в порт Арно. После чего амур принимает решение остановиться чтобы развеселить и доставить радость самым прекрасным, по его мнению, дамам. Для усиления эффекта на сцене появляется помощник амура персонаж Игра, который выступает перед меценатами и дамам, выражая свои мыли песнопением. Все зрители, наблюдавшие за действием находились в нетерпеливом ожидании следующего номера – соревнования фрегатов, которые проводились ежегодно и были приурочены дню Св. Якоба.

 

После сценической постановки Игра вместе с гостями отправляется в торжественное шествие вокруг театра. С собой он приглашает Радость, Удовольствие, Смех, Любовь и Веселье и распевает мадригалы. После чего зрители имели удовольствие наблюдать, как на театральное поле въезжают сразу две колесницы. Представители первой отвечали за струнное звучание, пассажиры второй – за инструментальное. Несколько симфоний в исполнении музыкантов продолжились исполнением канцонов гостями и артистами. Логическим завершением вечера стали соревнования фрегатов и торжественное шествие к дому герцога и его братьев.

 

Возникший во Флоренции в свое время жанр  «stile rappresentativo» не только трансформировался в «dramma per musica», но и смог повлиять на тематику балетных постановок, столь возлюбленных придворными Медичи. Композиторам флорентийской камераты, участвующих в организации танцевальных празднеств выпала важная роль, они постепенно видоизменяли жанр. Вместе с хоровым музыкальным сопровождением в их постановки внедрялись вокальные номера в стиле речитатив.

 

Исполнение речитативов поручали корифеи хора, главные персонажи из балетных групп. На этот момент они облачались в костюмы и маски. Тем не менее танцевальная музыка, как и прежде находилась под воздействием ренессансных инструментальных пьес, популярных в период XVI века.

 

В результате такого влияния танцевальные торжества того времени были однообразными, им была присуща общая структурная закономерность. В начале постановки, как правило, присутствовала ода, посвященная  монарху, спонсору мероприятия или хозяину вечера. В середине праздника показывались театральные действа при участии профессиональных артистов. Логическим завершением вечера становились танцы, активное участие в которых принимали аристократы.

источник статьи

 

Большое количество постановок того времени разрабатывались в балетном театрально-аллегорическом стиле. В нем не обходилось без хора и прослеживалось влияние традиций придворной интермедии, зародившихся в XVI века. В них наблюдалось тесное сплетение мифологического сюжета и сценически-хореографического стиля движения. Что касается музыки, то по-прежнему использовались инструментально-танцевальные и хоровые и сольные вокальные мотивы.

 

Жанровые характеристики и структура спектакля разрабатывались и видоизменялись с учетом цели и места проведения празднования. Одинаково популярны были представления на улице и на сценах театров. Масштабы торжества зависели от значимости праздника и щедрости меценатов. Они могли быть приурочены рождению ребенка, церемонии бракосочетания, коронации, приему гостей. Для таких спектаклей актуальными были мотивы из жизни конкретного двор, а не жанровая принадлежность. Для гостей торжества важен был шик, оформление, развлекательные программы. А вот о зарождении и видоизменении  жанра искусства заботились разве что  его создатели .