Специальная физическая подготовка и приложение усилий в тренировачном процессе для гимнастов групп начальной подготовки.

 

 Особая двигательная подготовка, включает различные комбинации движений различными частями тела также учит оценивать само движение тела в пространстве, времени и по уровню приложенных усилий, улучшает общую функциональную устойчивость всего вестибулярного анализатора.

 Формируем правильный стиль исполнения гимнастических упражнений.

 Чтобы сформировать положительные черты характера человека и улучшить его поведение нужно привить любовь к спортивной гимнастике и спорту.

   Занятия спортивной гимнастикой требуют определенных навыков и уровня их  развития самого занимающегося. Основным является конечно же уровень физической подготовки гимнаста и такие показатели как : силовая выносливость, динамика и статика выполнения упражнений. Если выше указанные качества развиты достаточно хорошо, то это означает что гимнаст с большими успехами будет овладевать спортивными техниками. Самым главным в учебном процессе конечно же является тренировка, постоянное улучшение физической подготовки и функционального состояния всего опорно-двигательного аппарата человека. Но, нельзя всю тренировку ограничивать только временными рамками потраченными на упражнения которые развивают физические качества гимнаста. Нужно грамотно и правильно организовать занятия. Сделать это возможно лишь после определения уровня специальной физической подготовки любого спортсмена, а также возможных изменений происходящих во время самой тренировки. Зная все необходимое можно грамотно составить тренировку ускорив тем самым и само улучшение спортивно-технических результатов. Правильно подобрав уровень нагрузки и динамику ее изменений, специальные упражнения и сосредоточить концентрацию внимания на слабых местах спортсмена.

 В соревнованиях в наши дни просто невозможно добиться хороших результатов, не исполнив ряд сложнейших упражнений и их комбинаций, что конечно не возможно без хорошей специальной физической подготовки.

 Уровень СФП гимнастов начальной подготовки на втором году обучения оценивают по таким критериям: подтягивание тела в висе на перекладине хватом сверху (определенное кол-во раз), отжимания  на гимнастических брусьях и упоре под углом  (кол-во раз и сек.), прыжки в длину с места (см), поднятие ног в высокий угол на гимнастической стенке в висе (кол-во раз).

 В итоге после выполнения контрольных упражнений зачастую у большинства гимнастов в группе НП их качество специальной физической подготовки очень мал по сравнению с нормативным показателем. В связи с этим я разработал специальную систему позволяющую повышать уровень СФП гимнастов.

 Данная методика несомненно внесет положительный вклад в спортивную теорию и практику и поможет грамотно подготовить гимнастов.

 Физиологические факторы спортивной деятельности.

 Гибкость программ жизнедеятельности.

 У человека врожденная гибкость во всех сферах жизнедеятельности, благодаря которой и происходит взаимодействие со средой обитания и социальной сферой. По сравнению с другими животными особо пластичной является его генетическая спецификация в области двигательной деятельности человека. Мы не рождаемся хорошими гимнастам, бегунами или прыгунами, нет. Мы можем ими стать благодаря тому что в нас не заложена на генетическом уровне функция ограничивающая нашу двигательную функцию. Гибкость - это огромный дар, который помогает человеку проявить себя в различных направлениях его  двигательной активностью. Человек может стать лучшим бегуном, пловцом, удивить нас своей гибкостью. Как показали исследования это все не просто результат развития человеческого мозга и его функций, но и социальной, наследование которое помогло передать весь опыт предшествующих поколений нам.

 Как нам стало известно в ходе эволюции наш мозг научился адаптировать новые механизмы соматических и вегетативных систем мозга и всего организма к внешним раздражителям - механизмы позволяющие сознательно управлять адаптационными функциями организма. Мозг, материальный объект отражающий мир, сам стал управляем. Эта система сознательного управления своими движениями и действиями отлично применялась в спортивной деятельности человека. Практика показала как улучшаются тренировки и спортивные результаты, если вместе с опытом и силой тренера работает и воля к победе и разум спортсмена.

 Совершенно беспомощное существо при рождении человек, в процессе своего роста и развития, благодаря гибкости мозга и правильных физических тренировках может превратится в отличного спортсмена у которого приобретенные навыки в разы перекрыли врожденные задатки.

 Учение П. К. Анохина.

 П.К. Анохин написал об быстром развитии всех функциональных систем организма, которые обеспечивают дальнейшее выживание ребенка после его рождения, следовательно можно считать адаптацию к разнообразным условиям внешней среды вне возрастным феноменом. Это учение дает нам объяснение зачем необходимо прививать любовь к спорту и физическим упражнениям с самого детства, благодаря факту о больших адаптационных умениях на всех этапах развития человека.

  Адаптационные перестройки детей в младших классах школы и особенности их тренировок.

  Насколько эффективны тренировки юных спортсменов мы можем узнать и оценить, главным образом по соответствию этих тренировок к закономерностям растущего организма. Проще говоря, виды тренировок их форм количество и их качество могут быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями молодого организма. Физиологический эффект от спортивных тренировок, проявляется в изменении вегетативных функций организма и улучшении его защитных сил. Это возможно благодаря тому что физические тренировки касаются внутриклеточных процессов  энергопроизводства и пластических функций организма.

 Возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата подходят к своей зрелости уже в возрасте 8-10 лет. А период возбуждения отдельных мышц и их групп у детей такого возраста может быть даже меньшим, чем у взрослого человека. А к 14-15 годам человек достигает значений близких к пределу по частоте своих движений, а также возможность поддерживать их максимально возможный темп.

 Насколько развита пространственная ориентировка, зависит от высоты мышечной чувствительности. Она становится максимальной уже даже в  школьном возрасте, что позволяет начать изучать даже технически тяжелые движения. Детям проще различать различные мышечные ощущения, а некоторые упражнения им даются проще и быстрей чем взрослым.

 Скорость с которой дети изучали новые движения снижается с наступлением физиологической зрелости и концом структурному разделению всей нервной системы, на овладение новыми движениями в дальнейшем уходит все больше времени, физических и умственных усилий. Дети имеют не только большую гибкость мозга, но и высокую чувствительность к нестандартным для человека способам улучшения его роста.  Это касается прежде всего в внушению и самовнушению, что играет ключевую роль в спортивно-техническом росте и умениях человека.

 Лучшее время для начала занятий спортом определяются скоростью возрастного морфофункционального усовершенствования организма. Уменьшение возрастных границ, и начала самих  спортивных занятий в значительной мере объясняется последними мировыми тенденциями. Но слишком ранняя спортивная нагрузка, скучные одинаковые физические упражнения могут только ухудшить спортивные достижения. Физические нагрузки в таком возрасте должны умело маскироваться эмоциональной окраской, физическими играми, конкурсами.

 В процессе всех занятий мы сможем выявить все адаптационные перестройки, которые являются основой долговременной адаптации. Все адаптивные изменения, это реакция нашего организма на изменение гомеостаза. Границы этих сдвигом обусловливаются персональными  и видовыми особенностями организма. Правило: "Чем больше наша нагрузка, тем лучше результат " оказывается не верным, так как организм исчерпывает все запасы адаптации при таких тренировка.

 Сами резервы нашей адаптации зависят от нашего возраста, нашей натренированности, и наследуемых особенностях. По мере приближения к максимуму наших спортивных успехов потенциал нашего роста падает и становится все более ограниченным. Простыми словами чем меньше уровень физической подготовки, тем больше резерв самой адаптации.

 Все структурные и функциональные изменения в нашем организме во время тренировки, обратимы. Если по каким либо причинам занятия останавливаются или не постоянны, прогрессивные сдвиги со временем исчезают. Для избежания этого , необходимо постоянно поддерживать себя в тонусе, не забрасывать своих тренировок. Очевидным является, то что только систематически повторяемые тренировки обеспечат сохранность и совокупность функциональных и структурных изменений, и создадут благоприятную среду для долговременной адаптации.

 Благодаря тренировкам наши мышечная и нервная ткани попадают под особенное специфически меняются. Это улучшение процессов регуляции и биохимических процессов, дает скелетным мышцам сократительную способность, и повышает активность ферментов.

  Возобновление потенциальной энергии мышечного сокращения напрямую связано с биохимическими реакциями в организме,  основную роль в которых играет окислительный процесс. Увеличение необходимости в кислороде ведет к изменениям в дыхании и кровообращении, благодаря чему кислород быстрее поступает от наших легких к тканям и органам.

  Насколько хорошо работает аппарат кровообращения, настолько успешной и будет наша спортивная тренировка. Различием между ее хорошей и плохой работой и способностями к физическим нагрузкам и показывают их связь. Самым важным из степеней нашей  сердечной деятельности организма является частота наших сердечных сокращений. Для определения состояния здоровья перед началом тренировки следует обязательно измерить частоту сердечных сокращений. Тренировке умеренной нагрузке соответствует  130 – 140 ударов в минуту,  150 – 160 ударов в минуту соответствует  усиленной, а 180 – 200 ударов в минуту — около предельной и предельной нагрузке. 

Способы работы. 

Способы и их сочетания.

  Для выполнения различных комплексов физических упражнений переменяются как  не специфические методы, то есть используемые во всех сферах, так и специфические - характерные только для конкретных видов физической подготовки. Среди специфических методов можно выделить игровой (IV комплекс), комплекс соревнований (V  комплекс), а также метод строго регламентирующих приемов  - повторный, метод кратковременных усилий, метод "до предела", переменный и методы контроля (I, II, III комплексы).

  "Изюминкой сопряжённого метода является параллельное соединение в процессе исполнения физических упражнений нескольких аспектов всей спортивной подготовки, приводящих к развитию качественно нового слаженного их использования в соответствии со специфической спортивной активностью." (В.М. Дьячков) 

 При выборе сопряженного метода мы одновременно развиваем и силу и усовершенствуем саму спортивную технику спортсмена. простыми словами, сила конкретных мышц увеличивается в ходе овладения гимнастами конкретных элементов. Сопряженный метод позволяет уменьшить время, на улучшение тех или других силовых элементов, в связи с тем что параллельно этому происходит и улучшение физических характеристик и двигательного навыка.

 Сочетая методы динамический и кратковременный можно добиться способности концентрировать все мышечные усилия в конкретный момент.

  Метод "до предела" состоит в выполнении какого либо упражнения спортсменом до максимального утомления. В данном методе размера мышечных усилий остается одинаковой, а состояние организма изменяется,благодаря чему спортсмен приобретает огромную выносливость это необходимо при таких упражнениях как подтягивание в висе или  отжимания.

 Переменный метод следует применять в двух режимах: непрерывной и интервальной нагрузок. В непрерывном режиме упражнения подбирают так, чтоб они выполнялись непрерывно без интервалов на отдых "в один прием". В комплексах I, II, III упражнения с 1 по 2, с  3 по  4, и с 5 по  6 выполняются в непрерывном режиме.  Перерыв между всеми упражнениями 2 – 3, 4 – 5 в течение 2 – 3 минут. 

  Контролируя все тренировки сдавая контрольные нормативы, узнавая ка результаты меняются в процессе тренировок, изменяются ли физиологические показатели: частота сердечных сокращений, дыхание, мы сможем узнать дают ли желаемый результат данные методы.

Способы использования данных методов. 

 Каждый из приведенных выше методов сможет в определенной степени влиять на  развитие силы мышц. В связи с этим рекомендую к использованию всех этих методов в комплексном виде, что приведет к лучшим результатам для улучшения самой силовой и скоростно-силовой подготовок. Вначале всех тренировок выполнять упражнения динамического , чтобы  обеспечить  скорый  прирост силы, а далее, перейти к  статической части, это поможет  развить умения к волевой концентрации усилий для всех силовых и статических тренировок. 

 Используя данные методы, я обращал внимание как на общие, так и на специфические принципы построения тренировок. Основываясь на обще принятые методические принципы я хотел выработать у спортсменов осмысленное отношение и постоянный тягу к общей цели - повышению спортивных результатов - и к конкретно поставленным на занятиях задачам. Главным является чтобы было соответствие между физическими возможностями спортсмена и поставленными задачами. При составлении V комплекса упражнений я полагался на индивидуальные особенности, т.е. так  построить систему занятий, чтобы  учитывались индивидуальные различия всех гимнастов. Обычно все гимнасты делают свои упражнения с 60 или  80 процентной нагрузкой от своего максимального количества выполнения упражнений. 

Выбор средств, методы А. А. Гужаловского.  

 В вопросах решения сложных задач особой силовой подготовки я не ограничил себя только выбором методов и их последовательности в процессе обучения. Не последнюю роль играют и применяемые нами средства.В процессе  составления комплексов упражнений я руководствовался тем что доступно  для употребления всех выше упомянутых методов. К числу средств, позволяющих получить максимальный результат, относятся подводящие упражнения, а также тренировки на различных  гимнастических снарядах (комплексы I, II, III, IV, V). 

 Естественно при выборе средств я отталкивался от  учения знаменитого А. А. Гужаловского, в которых он разъясняет нам  о том, что "качество всего  физического развития особенно в годы формирования и созревания всего организма в основном   зависит от того, на сколько обширно используются особо благоприятные возможности для влияния на развитие двигательной способности в особые чувствительные периоды, которые различаются в силу простых закономерностей онтогенеза более сложными, чем в другие  периоды, темпами роста физических характеристик, лежащих в основе этих способностей" (табл.8).

 Посмотрим на план распределения средств для гимнастических групп НП во второй год обучения.

 Результативность самого занятия зависит, от его частоты и суммарном количестве во времени. Как сказал еще Ж. Ламарком "Закон упражнения: … постоянное и неослабевающее использование какого-либо нашего органа постепенно укрепляет  его и  развивает, увеличивает и передает ему силу, равную с длительности его использования, тогда как постоянное бездействие органа негативно влияет на  него, приводит в упадок, постепенно сокращает его возможности…"

 Самым главным в своей работе я считаю принцип непрерывности, все занятия должны проводится с постоянной частотой для улучшения показателей гимнаста. Но в  этом возникают и свои сложности нельзя повторить систему тренировок без чередования их с отдыхом, что естественно приводит к двум противоречивым силам. Эффективность видна лишь тогда  когда постоянные тренировки прерывались отдыхом необходимым ровно для полного восстановления и накопления энергии перед следующей тренировкой.

 При построении плана-схемы для подготовки гимнастов  НП на  втором году тренировок (табл.7) их нагрузка выглядела следующим образом. В ходе нескольких занятий, спортсмен использует комплексы упражнений (напр. I комплекс). Благодаря этому естественно происходит постепенное накапливание сил  и повышение спортивных результатов. Положительно закрепиться тренировки могут лишь при условии, что в каждом следующем занятии мы будем в точности повторять предыдущее закрепляя приобретенные навыки. Однако если темп нагрузки останется прежним, организм быстро исчерпает свои адаптационные резервы. Но, что бы не довести организм спортсмена до переутомления тренировками, я рекомендую построить занятия следующим образом: чередовать различные элементы техники, с самой физической подготовкой. Что позволит нам достигнуть оптимальных результатов не перенапрягая организм.

 Нужно изменить размер и тон нагрузок,- увеличивая их на одних занятиях и снижая на других, сделав это, так чтобы на конкретном занятии преобладал режим активного отдыха, исключив переутомление и создав прекрасный баланс в системе тренировок, для достижения лучших спортивных результатов и хорошего настроя у спортсменов.

 В основном гимнасты при выполнении всех комплексов физических упражнений всегда делают это в двух режимах: аэробном (V комплекс) и анаэробном (IV комплекс). При правильно подобранном направлении нагрузки на усовершенствование необходимых для организма механизмов аэробного и анаэробного энергообеспечения, мы в первую очередь подготавливаем спортсмена к дальнейшему выполнению соревновательной нагрузки.

 На протяжении первых трех месяцев комплексных тренировок , основные задания необходимо выполнять в самом начале занятия, когда спортсмены полны силы и энергии. В дальнейшем при улучшении натренированности и адаптации к данным физическим нагрузкам, основная часть необходимых упражнений переносится по времени на конец тренировки, для освобождения времени которое уйдет на освоение элементов техники гимнастом, для обеспечения силовой части спортивной подготовки.

Практика и  результат. 

 Гимнастика не стоит на одном месте и постоянно двигается вперед и развивается, сложность упражнений с каждым годом растет, их комбинации совершенствуются, а также находят все  новые способы для использования уже известных движений. Из за изменения общих правил оценки и самой спортивной гимнастики, а за последние годы они усложнились, а требования выросли стало необходимым увеличивать и уровень специальной подготовки самих спортсменов. И по этому я разработал целых пять комплексов   спортивных упражнений, благодаря которым повысится общий уровень и качество специальной подготовки и составил план-схему равномерного распределения всех средств на полный учебный год для гимнастов в группах НП на втором году их обучения.

 В самом начале учебного года я вычислил исходный уровень специальной подготовки у гимнастических групп (табл.2). Данные были не утешительны, сдача контрольных нормативов выявила, что у большей части гимнастов уровень подготовки был меньше чем указано в стандартных  характеристиках(табл.1). В дальнейшем я начал  применять приведенные выше комплексы упражнений в определенной конкретной последовательности на протяжении 4 месяцев,  в соответствие с плановыми  характеристиками (табл.1). И так после применения выше сказанных комплексов на протяжении четырех месяцев так изменились результаты.Средние арифметические показатели следующих упражнений улучшились: в подтягивании — в 5,5 раз, в поднятии ног в  угол — в 6,87 раз, отжим на брусьях — в 9,38 раз,  упоре углом на брусьях — в 10,5 сек,  прыжок в длину с места — на 7,5 см,  упражнениях на гибкость — на 0,35 балла. Занимаясь на протяжении всего  учебного года в соответствии с выше упомянутой схемой спортивной подготовки гимнастов в категории групп начальной подготовки на втором году обучения (табл.7) , по разработанной мною методике и ее чередованию я определил уровень СФП (табл.4). После всей проделанной за год проделанной  работы средне арифметические данные  контрольных упражнений в сравнению с исходным показателями на начало года  возросли:  подтягивание — в 10,5 раз,  поднятие ног в высокий угол — в 19 раз,  отжимания на брусьях — в 23,25 раз,  упор углом на брусьях — в 24 сек,  прыжок в длину с места — в 15,63 см,  упражнения на гибкость — на 0,52 балла. 

 После того как спортсмены прошедшие полный курс подготовки приняли участие в спортивных состязаниях , сумели получить самые лучшие результаты, по сравнению с их сверстниками занимающиеся по другим техникам:в возрасте от 6 до 7 лет I место завоевал Тушнов Ваня, II место — Филиппов Саша, III место — Абрамов Илья, в возрастной группе от 8 до 9 лет первое место — Копнин Юра,второе место — Олейников Гриша, третье место — Сорокин Саша.Что касается меня тренируясь  по указанным разработанным  схемам распределения данных средств, применив её на себе я получил такие данные:  подтянулся в висе  одной рукой рывком — 20 раз, силой — 8 раз, с грузом 16 кг — 1 раз, а отжимании  на гимнастических брусьях с грузом 84 кг — 1 раз. Также я получил звание чемпиона моей области по армрестлингу в 1996, 1998 гг. в весовых категориях до 70, 65 кг. 

 Выводы. 

 В процессе всей своей проделанной работы я смог определить, что:

 С увеличением частоты в специальных физических упражнениях и величины их нагрузки, тем большим обязан быть и контроль за их суммарным эффектом и тем большее значение имеет правильное распределение нагрузок относительно силы физической подготовленности спортсмена, адаптационными способностями и индивидуальными особенностями конкретного спортсмена. При выборе количества и качества самих нагрузок, которые приведут к самому оптимальному тренировочному результату, обязательно стоит гармонично сочетать интенсивные нагрузки с мало интенсивными. Если следовать по данной траектории, то это приведет вас к безграничному запасу увеличения спортивных достижений в абсолютно любом спорте.

 Чередуя анаэробного и аэробного энергообеспечения, и используя знания о направленности нагрузок на усовершенствование физиологических механизмов организма гимнаста, мы вычисляем  одну из главных целей поставленных перед нами — подготавливаем гимнастов к исполнению будущей соревновательной программе нагрузок. Всеми силами нам необходимо всячески помогать улучшению самого уровня функциональных и адаптивных способностей каждого молодого развивающегося организма, применительно к специфическим особенностям данного этапа онтогенеза в сенситивные периоды. 

 В процессе последовательного и постоянного выполнения данных комплексов и специальных физических упражнений мы помогаем организму в  создании  и развитии совокупности двигательных возможностей и навыков, в формировании  "двигательного обучения". 

Что касается  детей а именно начиная со школьного возраста, то любая физическая нагрузка должна умело маскироваться под эмоциональной вуалью — игровые упражнения , эстафеты, элементами различных соревнований. 

 Что касается общего улучшения конкретной силовой и скоростно-силовой спортивной подготовки нужно конечно же воспользоваться всеми вышеупомянутыми  средствами и методиками в комплексе,но обязательно  сохранив последовательность их применения на практике в сочетании с правилами преемственности и непрерывности спортивных занятий. 

Приобретая более высокий уровень определенной физической подготовки вы сможете со временем научиться   осваивать новые более технически тяжелые элементы техники за очень короткий период времени, исключая в ходе ваших тренировок любые травмы и повреждения вашего организма.