Знания в теории и в методике физического воспитания.

Каждый год ученые выпускают новое усовершенствованное спортивное оборудование, ведь, зачастую в мировых соревнованиях конкурируют образно не сами спортсмены, а страны и спонсоры. Человеческий фактор связан с поиском перспективных и талантливых спортсменов. Но важно не только их найти, но и раскрыть внутренние резервы, заложенный потенциал. После чего нужно развивать и культивировать имеющиеся способности и данные. Но и этого недостаточно, ведь в спорте нет пределов совершенства, нужно постоянно поддерживать форму и оттачивать свое мастерство. И этот процесс тянется годами. Вся эта работа должна полагаться не только на имеющийся тренерский опыт, но и на научные данные и исследования актуальных в нынешнее время наук. Можно сделать вывод о том, что наука о спорте появилась в результате синтеза лонгитюдной аналитико-познавательной работы и резюмирующих исследований и данных в сфере спортивных тренировок и состязаний. Проанализировав фабулу науки о спорте и ее структуру, можно сделать вывод о том, что ее целью является познание спортивных процессов и деятельности, которые соединены в главную обобщающую дисциплину – теорию и практику спорта. Только интересующийся и самосовершенствующийся профессионал, тренер-ученый, может помочь и воспитать своих подопечных так, чтобы те покоряли все возможные спортивные Олимпы. 

Общая характеристика системы методов познания в спорте.

Мониторинг и исследования в спорте делятся на следующие категории:

- экспериментально-опытные. Такие методы основываются на следующей информации: проведенных наблюдениях и экспериментах; установлении взаимосвязей и зависимостей между разными отдельно взятыми предметами и явлениями; математико-статистической и описательной обработке сырых данных.  Полученные такими путями знания, обычно составляют теоретические концепции, ведь, как общеизвестно теория всегда полагается на эмпирическую платформу. Также эмпирическая информация может применяться в проведении исследований на уровне теории;  

- теоретические. Здесь все методы сосредоточены на получении перспективных и рабочих идей, гипотез, положений. Они занимаются поиском и выявлением общих и частых закономерностей, формулируют принципы и законы, передают смысл определений и терминов. 

Для того чтобы успешно провести исследование, необходимо применять разные методы и комбинировать их между собой, ведь в этом случае оно будет наиболее полным и соответствующим действительности. На опытном и экспериментальном уровнях, зачастую, применяют общенаучные и частные методы, помогающие построить основу для теоретических научных положений и знаний. При достаточном скоплении фактов и доказательств формируются предпосылки для построения важных закономерностей, выдвижения интересных работающих гипотез, обобщающих выводов, законов и принципов, основывающихся на теоретическом знании. 

Диалектика научного познания состоит в следующем: концепция непременно воздействует на экспериментальную работу, результаты которой потом ответно действуют на эту же теорию. Общеизвестно, что в основе проведения любого эксперимента или исследования, всегда лежит новая сырая недоказанная идея либо гипотеза, а без фактов и научных доказательств не возможно существование настоящей полновесной теории. Таким образом, теория и практика всегда связаны между собой, и подпирают одну другую. 

Теоретическое исследование – это вид научной деятельности, которая базируется на абстрактном мышлении, в случае необходимости применения диалектико-материалистических и общенаучных методов, которые способствуют систематизации и обобщению полученных и накопленных фактов. 

В научной области, в общем, и в спортивной науке, в частности, за последнее время возросли требования, предъявляемые к подтверждению качества исследовательских работ и способов получения объективных и приносящих пользу педагогических знаний. Характер научной обоснованности должен соотноситься с направленностью науки на объективно и беспристрастное отражение реального положения дел. Система таких знаний позволит совершенствовать и вносить коррективы в спортивную практику. Существует ряд характеристик, по которым можно оценить и проанализировать качество педагогического исследования, они объединяются общим термином «методологическое обеспечение. К характеристикам относятся: проблема, объект исследования, тема, актуальность, предмет исследования, цели, задачи, методы, средства, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для практики и науки. 

Проблема заключается в выборе объекта исследования, необходимо из множества разных тем выбрать ту, к которой еще не обращались, которая не была изучена, ну либо исходить из актуальности. Возможно, ранее тема и не могла существовать, но с ростом прогресса появились и новые актуальные вопросы. Также можно сделать вывод о том, что недостаточно развитый уровень педагогики спорта обусловлен тем, что некоторые из научных проблем были или неправильно или некорректно сформулированы. Как правильно, предшествующим этапом эксперимента является противоборство реальной потребности практики и необходимости осуществить ее посредством научного поиска. Для продуктивной работы полагается синтезировать, анализировать, переосмыслять методические вопросы спортивной практики. При этом будут возникать противоречия, которые можно будет пронаблюдать в конкретной спортивной деятельности. Уже стало традицией, что главные и явные противоречия опускаются и четко не излагаются при построении проблемы и разработке рабочей гипотезы исследования. 

Как правило, тема заключена в названии проблемы. Актуальность – это взаимосвязь выбранного вопроса или проблемы с временным периодом и событиями в нем происходящими, требующими непосредственного анализа и изучения. Объектом исследования является тот процесс или явление, которые будут изучаться. Так в нынешней спортивной науке объектами исследования могут стать общая структура и отдельно взятые элементы тренировочной деятельности, главные и второстепенные компоненты подготовленности спортсменов, системы адаптации к физическим и моральным нагрузкам, факторы, не зависящие от тренировок и соревнований, но повышающие эффективность и результативность спортсмена и другие. 

Предмет исследования взаимосвязан с тем, с какой стороны и каким образом изучается объект, какие новые взаимоотношения, связи, свойства, функции раскрывает текущее исследование.

Цель – это потенциальный предполагаемый результат, которого намерен достичь исследователь или ученый. 

К средствам исследования относят механизмы, датчики, приборы и оборудование, а также тесты и вычислительную технику, с помощью которых получаются и изучаются данные. 

Методы исследования включают способы ведения поисковой деятельности, основанной на теоретической и практической подготовке ученого к ней. 

Защищаемые положения и гипотеза являются идей или концепцией исследователя, которые нужно либо подтвердить, либо опровергнуть, как правило, это должно быть что-то новое, ранее не звучащее в научных кругах. Новизна вытекает из данных, которые были получены впервые. 

Значение для науки заключается в тех изменениях, которые будут внесены в ее развитие, после изученной проблемы, иногда эти изменения могут быть глобальными, иногда незначительными. 

Значение для практической деятельности формируется в результате работы над ошибками в уже привычной практике, либо создании новых деятельных путей, ведущих к развитию спортсмена. 

Все перечисленные составляющие научного исследования взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, в результате чего формируют единую систему. По степени и уровню согласованности можно сделать выводы и о самом качестве научной работы. 

Можно сделать выводы о том, что спортивные теория и практика основываются на следующих составляющих:

- Эмпирическая, исследовательская деятельность, результатом которой являются экспериментальные данные, требующие теоретического объяснения, анализа и аргументации. Здесь факт и данные рассматриваются как форма фиксации знаний, полученных опытным путем. Цепочка взаимосвязанных фактов помогает подтвердить или опровергнуть гипотезу, выстроить новые закономерности, сформулировать новые принципы и тому подобное.

- Теория, выстраивающаяся в первую очередь на идеях. Как правило, идеи являются формами мысли, порожденными в результате логического осмысления и анализа происходящих вокруг проблем и действительности. Они выступают в качестве цели, которую нужно достичь и научиться применять в практической деятельности. Идеи в педагогике спорта помогают отыскать новые объекты изучения, определяют векторы развития поиска и его цели, задачи и гипотезы. Также в теории присутствуют и определенные принципы, которые являются основополагающими составляющими области знаний. Закономерности в теории являются отражением законов. Теоретические гипотезы представляют собой соображения о закономерностях, и причинах связи определенных предметов и явлений. Например, в результате эмпирического наблюдения открывается новый факт, после чего необходимо найти варианты логического и теоретического его объяснения. 

- Логика, состоящая из понятий, суждений, умозаключений. Понятия раскрывают свойства и смысл предметов и явлений. Суждения объясняют свойственные характеристики. Умозаключения содержат в себе общие представления и догадки о причинно-следственных связях явлений, которые изучаются. Из формулировки умозаключения вытекают гипотезы, принципы и другие составляющие познавательной деятельности. 

- Теоретическая часть. Она представляет собой концентрацию утверждений, следствий и доказательной базы. Основанием могут служить различные составляющие, из которых можно почерпнуть новую информационную пищу о спорте. Такие знания нужны не только ученым и исследователям, но и преподавателя высшей школы, тренерскому составу. Именно от творческого, новаторского, нестандартного мышления педагогов и тренеров, зависит их профессиональный уровень и авторитет. Например, в мире большого спорта, важное место отводится тренеру. Высоких вершин достигают только те, кто сам постоянно ищет новое и самосовершенствуется. Знаменитые и авторитетные тренеры отличаются инициативностью, ответственностью, упорством, новаторским духом, трудолюбием, незаурядностью мышления и творческим подходом к работе. К тому же тренер-преподаватель без исследовательской работы, ни в чем не сомневающийся и не ставящий проблемы, не получит своего мастерского роста, он просто застынет на определенном временном промежутке. Разве может человек, не видящий новизны, новых вопросов и проблем, научить других чему-то новому. Зачастую, человека, не видящего проблем и противоречий, как узконаправленных, так и глобальных, сложно посчитать творческой личностью. 

Методологией принято называть науку, которая рассматривает методы, и совокупность методов и приемов в научном познании. Методология является не столько системой знаний, сколько областью деятельности по их накоплению. 

Диалектико-материалистическая методология представляет собой систему обобщенных подходов и принципов к изучению окружающей нас действительности. На подобной методологии базируются все методы познания, применяющиеся в отношении каждой отдельно взятой науке, будь то философия или спорт. Такую особенность общей методологии стоит рассматривать в контексте приложения к узконаправленному научному направлению, а систему специфических методов познания, как составную часть общей методологии. Методы познания характеризуются как комплекс определенных правил, способов, средств, путей эмпирического или теоретического освоения реальности.

Принципы концепции, главные закономерности и категории материалистической диалектики, показывающие знания о материальной действительности, выполняют важную методологическую роль в теории спорта. Они открывают одну из главных особенностей научного познания о том, что любой процесс или явление могут полноценно рассматриваться лишь во взаимосвязи с другими процессами и явлениями. Все окружающие нас предметы и явления являются элементами разных жизненных комплексом и систем. Например, среди множества вопросов науки о спорте, можно выделить исследование спортивной тренировки во взаимосвязи с возрастными, половыми, физиологическими особенностями спортсменов, их квалификацией, подготовленностью, специфическими чертами вида спорта, организационными и материально-техническими условиями. К тому же, тренировка взрослых обладает несколько другими требованиями, нежели занятия с детьми, подростками и юношами. Таким образом, мы видим взаимосвязь одной узкого аспекта с множеством других, все проблемы могут рассматриваться только в контексте и взаимосвязи. При таком подходе исследование будет полноценным. 

Также в материалистической диалектике существует позиция, что непрерывное движение, развитие материального мира, требует изучения предметов, явлений, процессов в динамике. Это является одним из научных принципов. Науке о спорте, безусловно, сфера знаний, которая развивается быстрым шагом. 

Главные положения диалектики выступают методами познания в науке о спорте и уточняются общефилософскими законами:

- единство и борьба противоположностей. Этот закон помогает открыть источники и причины развития мира материального. В контексте спортивной науки исследование противоположностей и способов их преодоления является важным двигателем развития науки. Например, двойственный характер возникает между объемом и интенсивностью тренировок, отдыхом и нагрузкой, качеством и количеством выступлений на соревнованиях и конкурсах. Исследование таких противоречивых моментов позволит выявить потенциал будущего спорта; 

- взаимный переход количественных изменений в качественные. Этот закон является и действенным методом познания. Согласно нему, способ решения проблемы заключается в потребности сбора информации и знаний, благодаря которым возможен выход на следующий уровень развития. Например, в шестидесятых годах прошлого века активно рекламировались «эффективные» концепции изометрического метода развития силы и промежуточные отягощения. В семидесятых годах появились и распространялись изокинетические комплексы упражнений и тому подобное. Но, как известно, многие из теорий не выдержали испытания практикой. Совершенствование практики плавания брассом образовало новый способ – баттерфляй. А видоизменением баттерфляя принято считать стиль дельфин, который является более быстрым и резким. Но и этот стиль претерпел свои изменения и на данный момент значительно отличается от образца  середины прошлого века. Таким образом, количественные изменения преобразовывались в качественные, в процессе практического освоения вопроса. 

- отрицание отрицания. Этот закон устанавливает цепочку связей между двумя ступенями развития, тем, что было, и тем, что стало. Часто мы наблюдаем, что те положения, которые выдвигались наукой ранее, могут быть опровергнуты в настоящем времени. После чего происходит принятие новых законов и положений. Случается это благодаря тому, что доказательная база постоянно наполняется новыми фактами и данными. Но эти новые явления, принятые в настоящем, могут устареть и получить свое опровержение в будущем. Пример таким явлениям признано постоянное изменение спортивных рекордов. То, что было труднодостижимым вчера, может стать легкодоступным сегодня. Происходит это в связи с тем, что спортивная техника, тактика, методы тренировки, спортивный инвентарь и оборудование меняются и совершенствуются, тем самым повышая качество спорта и переводя его на новый уровень. 

Эти общенаучные законы являются важными элементами научного исследования в теории и практике спорта. Такую же важную функцию несут в себе и философские категории, к которым относятся:

- количество и качество. В спорте это проявляется в исследовании уровня спортивной подготовки и общей совокупности ее элементов, например;

- случайного и необходимого. Определяются в процессе исследования взаимосвязей между материально-техническими, организационными, педагогическими ресурсами в системе подготовки спортсмена;

- формы и содержания. Представляются в исследовании структуры объектов и относятся к спортивной тренировке, тренированности, сроку подготовки, соревновательной деятельности, спортивных циклов и прочего;

- причины и следствия. Например, исследование причинно-следственных связей между нагрузками, получаемыми во время подготовки, утомление и процедурой восстановления сил организма и другое. 

Вывод следующий, теоретические основы, законы, категории образуют метод глубокого, разностороннего и полноценного познания процессов и явлений объективной реальности. Практический критерий диктует выводы в процессе преподавания теории, как учебной дисциплины, но при этом положения теории подтверждаются практикой спорта, достигнутыми результатами. 

Характеристика познавательных методов.

Общенаучные методы, с помощью которых получают доказательную базу:

- Наблюдение – метод, при котором исследователь активно принимает участие, он регистрирует и фиксирует впечатления, поведение, ощущения от объекта изучения. Наблюдение, как правило, проводится визуальным образом, при непосредственном присутствии вблизи объекта, однако бывают случаи изучения при помощи технических средств и приборов.

- Измерение – получение фактов и доказательств путем их фиксирования, систематизации, группировки, генерализации и упорядочения.

- Эксперимент – метод, при котором познание проводится в специально организованных и созданных для этого условиях. Как правило, исследователь создает искусственные ситуации, по которым следит за поведением объекта. Эксперимент может быть естественным, педагогическим, производственным, социологическим и других видов. Бывают также лабораторные и полевые эксперименты.

- Описание. Метод, при котором данные воспроизводятся натуральным языком. Он является связующим этапом, ведущим к общению. Описание может носить языковой, графический, кодовый, математический характеры. 

Обычно перед проведением эксперимента проводят наблюдение. Исследователь проводит самостоятельную работу, или активно включает объект, предоставляя ему, например, анкету закрытого, открытого или смешанного типа. В спортивных исследованиях часто используется более узконаправленный, но хорошо известный метод тестирования. Повторяемость применения теста зависит от способа оценки состояния организма спортсмена. Способы представляют собой оперативный, текущий и этапный.  Фабула тестов может быть абсолютно различной. Тесты могут проводить мониторинг технического или тактильного мастерства, изучать личностные и физиологические качества спортсмена, выявлять предельные и функциональные возможности организма, исследовать специфику и особенности соревновательной деятельности и это далеко не все параметры. Добытые данные могут носить педагогический, биохимический, психологический, биомеханический, физиологический вид. Условия проведения тестирования могут носить естественный и лабораторный характер. Обычно, анализ объектов исследования при помощи тестов, решает целую систему задач. В подобных случаях комплекс подготовленных методик называют «батареей тестов». При подготовке к исследованию экспериментатор должен учитывать ряд факторов, среди которых количество и контингент респондентов, количество тестов, порядок и частота проведения, создание математической модели, условия обработки данных. 

Разбирая полученные результаты, исследователь проводит сбор и первоначальную обработку данных, затем проводит математико-статистический анализ, после чего интерпретирует, анализирует и обобщает информацию, полученную при помощи тестирования. 

В спорте допустимо использовать следующие виды экспериментов:

- Лабораторные. Название говорит само за себя,  испытуемый находится в специально созданных, закрытых, стандартизированных условиях, как правило, каких бы то ни было сторонних явлений или процессов при этом не происходит. То есть это чистое искусственное исследование. 

- Естественные. При них испытатель не вносит изменений в естественный ход событий и действительность объекта исследования. Его задача наблюдение и регистрация увиденных данных при естественных условиях. Эксперимент может носить открытый и закрытый характер. При первой модели респонденты знают о проведении эмпирического метода, при второй модели – испытуемые могут не подозревать о том, что за ними ведется некое наблюдение с фиксацией результатов. 

- Модельные. Такие эксперименты предполагают построение специальных условий проведения, которые преследуются выдвинутыми задачами. 

Также в спортивной науке используются методы, перенятые из медицины, биологии, психологии и педагогики, а именно, инструментальные. Они применяются, когда нужно зафиксировать характеристики двигательной активности и функциональных способностей спортсменов. К примеру, при изучении техники спортсмена, необходимо фиксировать кинематические и динамические данные. Такие характеристики определяются скоростью, ритмом, темпом, величиной и временем развития усилия, объемом и мощностью работоспособности, скоростью движения некоторых частей тела испытуемого, эффективностью работы мышц и мышечного тонуса в целом, и масса других характеристик. Чтобы зарегистрировать подобные показатели применяют скоростные и временные измерители, акселерометры, динамометры, электромиографические установки, потенциометрические датчики, телеметрические системы и множество других технических приборов и механизмов. При диагностировании силовых качеств  испытуемых измеряют максимальную взрывную силу, выносливость, импульс силы и при этом определяют другие параметры. Для решения этих задач применяют разнообразные динамометры, тензодинамографы в системе с усилителями и регистрирующими механизмами. Ко всему прочему, тензометрические установки, проводят оценку уровня максимальных силовых проявлений, и их динамическое развитие. 

 

Гониометры и гониографы, с разным количеством полос, используют для изучения углов сгибания и разгибания в суставах. Существуют и тесты на изучение тактики спортсмена, в их основе лежит моделирование ситуации, при которой необходимо совершать сложные двигательные реакции. Используются и видеоигры, с целью проектирования предстоящей спортивной деятельности и соревновательного момента. Для оценки психологического состояния спортсменов применяются инструментальные методы, которые дают комплексную оценку нервной системе человека. Здесь подразумевается и сила психических процессов, и скорость их протекания, и свойства нервных клеток, и качества нервной системы. По психологическим характеристикам исследуют предельные и близкие к таковым нагрузки, поведение человека в ситуации стресса, проекции и перспективы выступления на спортивных состязаниях. Фиксация физиологических характеристик обычно сопряжена с реакцией тела спортсмена на проделанную нагрузку и работу. К таким характеристикам относятся газонализ и кровообращение. Первый процесс представляет собой уровень использования кислорода, объем дыхания человека за минуту, кислородный долг и пульс,  и кислородную стоимость единицы работы. Кровообращение характеризуется кислородной емкостью крови, скоростью кровотока, ударным объемом крови и другими параметрами. 

Методы биохимической направленности анализируют данные кислотно-щелочного баланса крови, определение в ней уровня лак-тата, мочевины, липидов, глюкозы. Данное исследование проводится с целью изучения уровня готовности спортсмена к будущим соревнованиям, мониторинга динамики тренированности спортсмена, его резервных возможностей и реализации потенциала.  

К частным методам научного познания относят:

- анализ литературы – исследование проблемы по уже имеющимся источникам и выявление степени изученности темы;

- опрос – изучение опыта и выявление взглядов на проблему респондентов, при помощи проведения бесед, интервью, анкетирования и других методов;

- контент-анализ – качественный и количественных разбор содержательной части различных официальных и личных документов, материалов средств массовой информации и прочих сведений;

- метод экспертных оценок – изучение масштабных и трудных в понимании явлений при помощи группы экспертов, профессионалов, специалистов из разных научных областей. Для получения качественных ответов на поставленные вопросы, необходимо четко, качественно и однозначно их формулировать.

Характеристика частных методов познания.

Анкетирование.

Метод анкетирования относится к опросной группе методов, согласно педагогической, социологической, психологической классификациям. Также эту группу дополняют беседа и интервью. Все эти методы можно объединить одним связующим звеном – от респондентов исходят словесные данные, которые они передают в своих сообщениях экспериментатору. Такие методы помогают распознать мнения, мотивы поведения, цели и задачи человека и многие другие позиции. Но при этом они приобретают субъективный характер, ведь испытуемый может выдавать недостоверную информацию о себе или просто лукавить. В любом случае у исследователя, нет гарантии, нарваться, на неправду, и провести ненаучное познание. Отличие опросных методов еще и в том, что их эффективность определяется побочными факторами. Первый из которых – желание опрашиваемого давать ответы на поставленные и предложенные вопросы. Второй – может ли респондент дать ответы на вопросы, предоставленные ему специалистом. Их этого следует, что подготовка к опросу должна выстраиваться с учетом вышеперечисленных факторов. Условия проведения опроса должны быть благоприятными, вызывающими доверительную атмосферу, чтобы у респондентов появлялся интерес и желание выдавать полные, аргументированные и правдивые ответы, на предлагаемые вопросы. Вся суть опроса при любом раскладе состоит в том, что исследователь получает ответы на вопросы, которые, в последствие, анализирует. Опросы отличаются между собой лишь разнообразием форм и содержанием вопросов. Анкетирование предполагает письменный вариант ответов на перечень, установленных стандартами науки, вопросов. Интервью отличается от анкетирования тем, что испытуемый выдает устную информацию по интересующим экспериментатора вопросам и проблемам. При беседе поставленные вопросы решаются способом диалога или полилога участвующих  в ней, таким образом, исследователь получает нужную информацию благодаря полемике разных сторон. При этом, в беседе, и респондент и экспериментатор находятся в позиции активных сторон диалога, это отличает метод от интервью, где вопросы задает лишь исследователь. Другое название интервью, беседа с одной стороны. Превосходство беседы состоит еще и в том, что экспериментатор получает более глубокую и необходимую для него информацию по интересующей проблеме, ведь живой диалог всегда имеет развитие. Можно уточнить, более подробно поинтересоваться по поводу тех ответов, которые вызывают сомнения или четко непонятны. Есть и небольшой недостаток метода беседы, он состоит во временных затратах, необходимых для ее проведения, что несколько минимизирует вероятность получения нужного количества материала. Обычно беседа ведется по ранее составленному плану, однако происходят и ответвления от него и импровизации, ответы на вопросы получаются гораздо шире и вариативнее. Проанализировав все виды опросов, можно сделать вывод о том, что каких-либо значимых отличий между ними не прослеживается. В данный временно период часто можно встретить, что специалисты из области социологии, педагогики, психологии, применяют опросные методы в смешенном виде. Например, проводят анкеты-интервью, беседы с элементами интервью и наоборот. Наиболее используемый метод в спортивной науке – анкетирование.  Его широко применяют в методике физического воспитания. Умение проводить анкетирование дает специалисту подспорье для изучения других, более сложных методов. К тому же этот опросный метод один из самых доступных для большинства исследователей, он не требует особого профессионального подхода и не требует быстрого налаживания контакта исследователя с респондентом. Ко всему прочему, достоинство анкетирования заключается и в том, что оно может охватить широкие массы опрашиваемых, и его результаты реально обработать математическим способом. Анкетирование используют для проверки состояния исследуемого явления на данный момент, для изучения прошлого и настоящего положений в практической деятельности и мнений, относящихся к поставленной проблеме. Например, можно провести анкетирование среди преподавателей по плаванию, с целью выявления эффективности использования штанги для развития силы и целесообразности применения данного спортивного оборудования в среде спортсменов-пловцов. Однако, анализ полученных данных не может быть единственным и верным доказательством какой-либо концепции, так как построен на субъективных мнениях опрашиваемых. 

Тестирование.

Проверочные и контрольные испытания способствуют выявлению: уровня сформированности двигательных качеств; оценки степени тактической и технической подготовленности; сравнительной подготовленности как одного спортсмена, так и команды; приемлемого набора спортсменов для секционных занятий или участия в конкурсах, соревнованиях; объективного контроля за массовыми и личными тренировками; достоинств и недостатков используемых средств, методов обучения и форм занятий; обоснования для проведения индивидуальных и групповых занятий и их планов. Все эти возможности могут претворяться в жизнь только при остром творческом взгляде на известные методики контрольных испытаний. Также при соблюдении ряда запросов и требования. При этом важно учитывать, что универсальной методики получения информации не существует. Аргументируется это не только развивающимся положением науки, но и трудностью проведения контрольных испытаний. В современном мире сложно представить идентичную для всех случаев и ситуаций фабулу контрольных испытаний. Но, тем не менее, это проверочный метод всегда будут выдвигать к исследователям свои требования, в первую очередь самостоятельность и независимость в решении вопросов методологии. Контрольные испытания реализуются посредством контрольных упражнений, или попросту – тестов. Система применения проверочных упражнений именуется тестированием. 

 Контрольные упражнения представляют собой соответствующие стандартам содержания, формы, и условий выполнения, двигательные действия. Цель их проведения заключается в определении физического состояния испытуемых, на данном промежутке времени обучения. Проверочные упражнения могут реализовываться как стандартные физические упражнения. Условно допускается следующее деление: тесты уровня общей физической подготовленности и каждого элемента специальной подготовленности в разных видах спорта; тесты, диагностирующие физическое состояние детей (дробление по возрасту и полу), военнослужащих (дробление по роду войск), студентов (дробление по полу и направлению обучения) и других. При проведении исследований зачастую используется не одно проверочное задание, а несколько их видов. В случае исследования специальной подготовленности спортсмена задействуют тесты, которые распознают уровень развития специальных двигательных качеств, тактической и технической подготовленности и тому подобных моментов. Также контрольные упражнения направлены на выяснения общего физического состояния человека, его готовности к выполнению физических упражнений, посредством объективных показателей и норм. При некорректном отборе контрольных упражнения, безграмотной оценке продуктивности их выполнения, не глубоком анализе и синтезе полученных данных, нельзя получить достоверную и научную информацию о физическом состоянии испытуемого и о целесообразности и необходимости проведения педагогического процесса. 

 Подлинность абсолютно любых контрольных упражнений можно проверить комплексным системным показателем подготовленности испытуемых – оценочными результатами той деятельности, которая являлась предметом специализированной подготовки. Предположительно, для конкурса или соревнований. Прежде чем приступить к проведению исследования, нужно разработать качественный комплекс контрольных упражнений. Уровень сложности разработки комплекса определяется природой основной деятельности. Просты в компоновке и создании комплексы контрольных упражнений для тех видов спорта, в которых результат можно оценить метрическими данными. Так как при наличии объективных числовых данных, можно давать объективный математический анализ и использовать математические расчеты для выявления воспроизводимости и валидности контрольных упражнений. Проверочные испытания должны соответствовать требования, которые выдвигаются к любым из методов исследования. К ним относятся: стойкость, емкость, воспроизводимость, избирательность и подобные характеристики. Грамотное и целесообразное применение этих требований поможет разрешить центральное противоречие любых контрольных испытаний – вопрос стандартизации тестов, то есть выбора конкретных контрольных упражнений, которые с наибольшей эффективностью и продуктивностью решат поставленные задачи исследования. 

Избирательность – это одно из ведущих требований к проведению контрольных упражнений. В концепции стандартизации тестов она именуется валидностью. Валидность – это объективная характеристика связи контрольного испытания с двигательным движением основного типа, являющимся центром специальной подготовки.  

Д. Канфменн в 1973 году упоминал о том, что в теории тестирования можно выделять два вида валидности: внешний и внутренний. Внешняя валидность соответствует тем тестам, которые имеют сходные элементы с анализируемой педагогической деятельностью. Внутренней валидностью обладают тесты, содержащие в себе элементы оцениваемой педагогической системы. Принято полагать, что испытания с внешней валидностью более доказуемы. И внешняя, и внутренняя валидность изучены не в полной мере, и, как следствие, не часто применяются в анализе исследований. Главным условием валидности теста является его воспроизводимость. Однако, бывают и спорные случаи. В случае неточной фиксации выполнения контрольных испытаний, сложно судить о воспроизводимости. 

Пределы валидности тестов исследуются тремя путями: сравнительный анализ с тестом-эталоном; сравнение с объективными показаниями, полученными в результате проведения других методов исследования; математическое получение  коэффициента валидности. Первый способ наиболее точный, однако, и более сложный. Сущность состоит в следующем: данные, полученные с помощью вторичного теста (теста-дублера), сравниваются с уже существующими данными первичного теста (теста-эталона). Если в результате анализа выходит, что данные теста-дублера соответствуют по динамическим значениям тестам-эталонам, то первые можно считать валидными. 

Отсюда вывод, что необходимо создавать тесты-дублеры, помогающие экспериментатору определиться с тем, какие контрольные упражнения в наибольшей степени соотносятся с целями исследования. Работа над такими тестами – дело довольно трудное и объемное. Аргументируется это тем, что каждый из тестов имеет свои специфику и особенности. Подобрать два и несколько тестов, описывающих и характеризующих одно и то же состояние, в некоторых случаях – невозможно. Например, два теса на силу: подтягивание и из упора лежа и сгибание и разгибание рук, из упора лежа – условно можно назвать тестами-дублерами, так как в первой ситуации нагрузка идет на мышцы-сгибатели, а во второй – на мышцы разгибатели. 

Сверка с объективным индексом предполагает сравнивание достижений в тестировании с данными, полученными при помощи и применении более объективных методов исследования. При получении идентичных изменений обоих выборок, выходит, что первичный тест валиден. При наличии  количественной характеристики валидность подтверждается при помощи математического статистического анализа данных с расчетом коэффициента корреляции или коэффициента валидности. При этом значение коэффициента можно считать самостоятельно или использовать уже готовый, подсчитанный другими специалистами. Для этого необходимо подобрать соответствующую  выборку респондентов. 

Коэффициент валидности очень важный показатель научности исследования. Только он может максимально достоверным способом показать, что выбранное контрольное упражнение выявляет уровень развития какого-то определенного двигательного качества, а не чего-то другого. Например, ранее считалось, что данные динамометрии кисти свидетельствуют об общих силовых возможностях. Однако, коэффициент корреляции показ, что динамометрия кисти, показывает силу только этого участка тела, об этом писал Мартин Келог в 1923 году. Еще пример, ранее считалось, что забеги на сто метров – это контрольное упражнение, которое позволяет измерять скоростные возможности человека. Однако, рассчитанные коэффициенты корреляции по данным, полученным по школьникам и спортсменам, показали, скоростные возможности ограничиваются уровнем развития выносливости. Самый высокий коэффициент валидности имеет бег на 20-30 метров с ходу и бег га 40-60 метров. 

Стоит отметить, что стандартизация очень важна при создании комплексов контрольных упражнений для разновозрастных детей и для спортсменов с разными уровнями физической подготовленности. Одно и то же упражнение допустимо в применении для людей с разными уровнями физической подготовленности, только при параллельной валидности. Бывают случаи не только увеличения, но и уменьшения коэффициента валидности, в зависимости от уровня подготовки. Не всегда при хорошей физической тренированности, этот показатель высокий. Информация в области  коэффициентов валидности контрольных упражнений важна не только с целью проведения исследований. Абсолютно любое тестирование, касающееся педагогического процесса, не будет продуктивным, если не учитывать степень валидности применяемых методик.

Хронометраж.

 Хронометрирования и хронографирования представляют собой процессы, связанные с подсчетом времени, потраченного при выполнении каких-либо действий, и графически изображают данные показатели.  

Как правило, проводится хронометрирование определенного компонента общего действия, например, разбега в прыжках, с целью вычисления скорости разбега. Хронометрирование применяется, как обособленный метод исследования, и как сопутствующий другим.  Хронометрирование учебных занятий проходит путем наблюдения за деятельностью определенного ученика. Для придания объективности наблюдать следует за ребенком, который отвечает требованиям исследования.  Например, при исследовании практического опыта учителя наблюдение необходимо проводить за учеником, показывающим средние показатели в учебе. По разным причинам хронометрирование может переноситься с одного ученика, на другого, поэтому важно наметить несколько респондентов для своего небольшого исследования. Данные хронометрирования занятости учеников помогают сделать выводы и об учительской деятельности. Но хронометрировать позволяется только лишь деятельность педагога, согласно задачам исследования. Это достаточно сложно, ведь у учителя отсутствуют паузы на протяжении всего учебного занятия. Исследователь при таком ведении хронометража будет трудиться в напряженном режиме. В лучшем варианте должен вестись одновременный хронометраж, как учеников, так и учителя. Сопоставление и анализ полученных хронограмм дадут более полную картину происходящего на уроке. 

С целью получения информации об общей и двигательной плотности урока, проводится хронометраж следующих видов деятельности учеников: 

- процесс выполнения физических упражнений.

Вычисляется четкое и точное время, затраченное для выполнения всех действий связанных с движением, которым обучают в процессе занятия. В такую группу действий попадают не только упражнения, связанные с работой на гимнастических снарядах, но и игры различной степени интенсивности, разные виды бега, прыжки, метание, лазание, акробатические и танцевальные упражнения, также сюда входят гимнастические перестроения, упражнения на развитие внимание и упражнения с разными типами заданий и тому подобные. Не учитывается при фиксации деятельность, сопряженная с выполнением организационных моментов: перестроение для выполнения очередного задания, переход от одного 

места работы к другому и прочее. Отчет дежурного ученика перед началом проведения урока также относительно можно приобщить к  физической работе. Хронометрирование игр имеет свою специфику, если в процессе ученик выполняет множество двигательных действий, то их регистрация должна производиться. В случае малоподвижных игр фиксируется только время начала и окончания игры;

- процесс выслушивания пояснений и наблюдение за демонстрацией упражнений, показ наглядных пособий и картинок. Команды и небольшие ремарки, занимающие менее 5 секунд, могут не подлежать регистрации. Исследователь должен обратить внимание на то, слушает ли ученик речь учителя или отвлекается постороннее дела в процессе урока;

- процесс релаксации, ожидание учениками следующего задания для выполнения. Фиксируются временные затраты на отдых, введенный в учебный процесс для создания баланса физиологической нагрузки и покоя, и время ожидания очередного задания преподавателя;

- манипуляции, направленные на организацию урока. Ведется запись деятельности учеников по подготовке к учебному процессу: установка и уборка оборудования, распределение по рукам и расклад инвентаря на место хранения. Производится учет времени, потраченного занимающимся на перестроения для выполнения следующего учебного задания, переход от одного места занятия к последующим. Также учитывается время, отведенное и потраченное на подготовку к игре, например распределение по командам и подобное. Если в разметке мест проведения упражнения, установке спортивных снарядов и прочего участвует всего несколько человек, то это следует оговорить в примечаниях к проведенному исследованию;

- процесс простоев. К ним можно отнести все нерациональное и непродуктивное затраченное время учебного процесса. Простои могут образоваться по вине учителя или учеников, например опоздание тех, или других к началу урока или учителя вызвали по приказу администрации. 

Необходимо отметить, что такая классификация видов деятельности по группам имеет условное обозначение. Например, перераспределение учеников перед выполнением следующего задания, передвижения учеников от одного места занятия к другому могут носить не обязательно организационный характер.  Такие действия могут решать образовательные, воспитательные задачи и развивающие задачи. Отдых и процесс ожидания очередного выполнения упражнения могут быть как рациональными компонентами урока, так и наоборот, следствием плохой его организации. Можно предположить, что весь урок  дети будут передвигаться  и бегать, в таком случае двигательная плотность будет равна ста процентам. Но никто не будет утверждать и спорить с тем, что урок подобного плана и с подобной насыщенностью, целесообразен и продуктивен и достоин положительных оценок.

Бесспорно, экспериментатор не может быть просто фиксатором времени. Каждый из видов деятельности должен быть проанализирован и систематизирован как с педагогической точки зрения, так и общепрофессиональной. По этой причине, хронометрирование стоит проводить в сочетании с педагогическим наблюдением. 

Измерение и регистрация временных промежутков производятся при помощи разных типов и видов секундомеров, хроноскопов и хронографов. Самым простым, но отстающим по точности принято считать ручной секундомер. Сейчас все большее распространение получают полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие встроенное электрореле, фотоэлементы и другие технические новшества, предназначенные для измерения и записи времени.

Динамометр. 

Проверка силы осуществляется с помощью оценки силовых качеств  и способностей спортсменов, которые видны в статическом или динамическом режимах работы мышц. Исследователи обычно фиксируют предельную, взрывную силу и выносливость, с учетом абсолютных и относительных значений. Контроль силы осуществляется в обоих режимах работы мышц, однако, в статическом режиме трудно измерять силовые возможности по двум причинам. Этот режим дает оценку силе мышц в конкретной точке движения. Возможности силы разнятся при статической и динамической работе и практически не связаны между собой. Высокий показатель статической силы, может не соответствовать своему уровню в спортивных состязаниях. Однако, уровень силовой подготовки часто измеряют по величине статического усилия, зафиксированного при различных углах в суставах. 

В спортивной практической деятельности собран опыт по организации проверки состояния двигательной функциональности спортсменов в процессе тренировки. Например, с целью проведения анализа оценки специальной физической подготовленности пловцов, применяют  значения, характеризующие особые условия работы:  фиксируют показатели силы тяги в воде и на суше. Взрывную силу зачастую контролируют в системе с проявлением быстроты и технических возможностей. 

Выводы 

Основные векторы комплекса научного поддержания процесса тренировок, связаны

с использованием  в этом процессе достижений технологического и научного прогресса. Однако, все это невозможно без участия в подготовке спортсменов, профессиональных кадров различного профиля: педагогов, психологов, социологов, биохимиков, врачей, инженеров, математиков и других. 

Современная система научного обеспечения подразумевает:

 - тестирование и поэтапный отбор спортсменов. Это обусловлено тем, что в каждом человека есть определенные генетические предрасположенности и потенциал. Одна из трудностей в вопросе отбора – это единноразовая биопсия, по результатам которой определяется узкая специализация спортсмена;

- усовершенствование необходимой по плану документации, организационных и материально-технических  средств подготовки звезд спорта;

- развитие и улучшение процесса подготовки с учетом гетерохронности восстановления потенциала организма, оптимизации разных структурных образований в течение отдельных дней тренировки и определенных временных периодов;

-  прогнозы спортивных достижений, выступлений отдельных спортсменов и команд на разных типах и видах соревнования. Они служат значимым ориентиром при подготовке процесса тренировок;

-  моделирование и диагностика уровня подготовленности и возможностей соревновательной деятельности, разработка разного рода рекомендаций по индивидуальной ориентации и самостоятельной корректировке тренировочного процесса.