ОРИГЕН И ЛИБЕРАЛИЗМ В ЦЕРКВИ. 2

Кроме того, Ориген учил, что Адам до грехопадения был невеществен­ным духом, а после грехопадения облекся телом, что также напоминало мо­низм платоников, переходящий в гностический дуализм. Ориген учил, что в воскресение из мертвых душа восстанет в форме шара, то есть зачеркивает индивидуальность человека. Он не только мыслил спасение как возвраще­ние, но само возвращение понимал не как воссоздание, а как метаморфозу. Вообще, учение о воскресении — одно из самых темных мест у Оригена. Насчет Христа у него была своя концепция, несовместимая с православной догматикой, а именно: Бог сотворил душу Христа наряду с другими душами; эти души вначале горели любовью к Богу, но затем отпали. Осталась верной прежней любви только одна душа Христа; она была послана в тело, которое было уже ранее образовано в лоне Девы Марии, и вместе с душой в тело Хри­ста вошел Бог-Слово. Здесь не Святая Троица творит плоть Христа, с самого же начала ипостасно соединенную с Божеством, а сначала созидается тело, приобретает человеческий облик, и затем происходит одушевление этого тела и боговоплощение.

По церковному учению, причиной отпадения души от Бога является грех как нарушение воли Божией, то есть разрыв союза человека с Богом. По Ори- гену, началом падения духов — чистых идей существ — были потеря ими со­зерцания Бога и уклонение к внешнему, «худшему»; дух потерял прежнюю горячность и превратился в душу (душа — психе — остывшая). Таким обра­зом, душа мыслится как метаморфоза духа, как дух, обращенный к внешнему и закоченевший в нем. Это противоречит христианской антропологии и соте­риологии, и само спасение превращается в гностическое учение об интеллек­туальном и спиритуалистическом созерцании трансцендентного мира.

У Оригена Христос выступает прежде всего как учитель.

Ориген считал, что Христа распяли бесы, но в будущем Христос распнется для спасения демонов. Вообще он считал, что распятие Христа повторяется в духовных мирах.

Церковь неоднократно осуждала учение Оригена. В эдикте святого царя Юстиниана (VI) содержится наиболее подробный разбор заблуждений и оши­бок Оригена, а также десять анафем против Оригена и оригенизма. Ха­рактерно, что девятая анафема направлена против тех, кто отрицает вечность мук для демонов и нераскаянных грешников. А в десятой анафеме подверга­ются отлучению от Церкви те, кто «держится этих мыслей, или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их».

 

Святой император Юстиниан в своем послании просит патриарха Мину собрать в Константинополе собор из епископов и игуменов монастырей, нахо­дящихся в столице, чтобы они анафемствовали учение Оригена, а затем разо­слать копии его эдикта и постановления собора «ко всем святейшим еписко­пам и игуменам честных монастырей, с тем чтобы они собственной подписью анафемствовали Оригена и зловредное его учение, со всеми, какие обнару­жатся, еретиками».