Лучший работник Адам.

 

Поскольку придорожные деревья рассматрива­лись как часть инфраструктуры дороги, возникли новые должности - «смотрители дорог», в обязан­ности которых входили также уход за аллеями и их охрана. Королевские указы диктовали защиту ал­лей и предписывали крупные штрафы и телесные наказания за повреждение и уничтожение деревь­ев. Разумным и мягким наказанием были земля­ные работы. В указе от 26 февраля 1841 года король Фридрих Вильгельм IV выражает недовольство ча­стыми случаями уничтожения деревьев в связи со строительством новых дорог и приказывает охра­нять старые деревья и сажать новые по многочис­ленным построенным в то время дорогам.

Старые деревья, которые мы видим сейчас, яв­ляются хранителями истории и свидетелями собы­тий, происходивших на протяжении ста, а может быть, и двухсот лет. Аллеи, которые изображены на почтовых открытках и старинных картах Восточной Пруссии, до сих пор можно увидеть вживую на дорогах Калининградской области. Исчезновение придорожных деревьев создает дисгармонию в тра­диционном ландшафте, нарушение пространства, к которому привычны люди, живущие в этом краю.

Хозяйственная ценность аллейных насаждений вовсе не ушла в прошлое вместе с неспешным рит­мом дорожного движения XVIII и XIX веков. Про­изошла лишь переоценка. Узкие мощеные дороги, благодаря деревьям превращенные в зеленые тун­нели, по которым было так комфортно передвигать­ся конным или пешим путникам в XVIII-XIXвеках, в XX столетии стали препятствием для стремитель­ного развития техники и средств коммуникации. Во второй половине XXвека морально устаревшие дороги по всей Европе начали заменяться скорост­ными автострадами, где уже не было места аллеям. И даже там, где сохранялись старые дороги, кото­рых не коснулась модернизация, деревья из при­вычных элементов дорожной инфраструктуры вдруг превратились в опасные объекты, угрожаю­щие человеческой жизни. По данным региональ­ного ГИБДД за 2013-15 годы в Калининградской области было вырублено более 12000 придорож­ных деревьев, в следующие два года - не меньше. Снос придорожных аллей мотивируется тем, что деревья создают повышенную опасность для жиз­ни и здоровья людей при дорожно-транспортных происшествиях.

Этим же мотивировали снос придорожных де­ревьев в Европе. Теперь, правда, плачут: в Дании аллей не осталось вообще. Датский дорожный де­партамент в 2004 году признал, что «все деревья, окаймлявшие дороги страны, исчезли в ходе модер­низации дорожной сети в течение всего нескольких десятилетий», а также, - внимание!