ретро плюс. 41

 

рекомендуем техцентр  

годы, Битов начнет распространять свои «инсайты» и постижения на сферы экологии, культуры и «экологии культуры» («Птицы», «Путешествие в Армению», «Человек в пейзаже»).

При этом оба, и Трифонов, и Битов, каждый по-своему, вступали в конфликт с канонами соцреализма, с тем, что официально приветствовалось, пусть и не предписывалось в однозначной форме, Своими опубликованными и неопубликованными вещами («Дом на набережной», «Пушкинский дом») они занимали определенную позицию в негласном критическом диалоге общественности и власти, предъявляли последней счет от имени интеллигенции,

Маканин в ту пору — конца 60-х — начала 70-х годов — чурался историзма и каких-либо прикосновений к актуальной общественной проблематике, Правда, действие его первого романа, «Прямая линия», хронологически помечено моментом Карибского кризиса, То есть — история при дверях, И ситуация эта отрефлексирована — но в ключе сугубо житейско-психологическом, К тому же «Прямая линия» была не совсем еще «маканинским» произведением, В следующие же лет десять сюжеты его повестей и рассказов развертываются исключительно на почве частной, до боли всем знакомой жизни, Он фокусировал свой взгляд на «наличном», лежащем на уровне глаз читателя, И персонажи его глубоко, по уши и выше, погружены в обыденные дела и заботы, Что же, писатель — чистый бытовик, хроникер повседневности? Так, да не совсем,

 

Вот повесть «Безотцовщина», написанная около 1970 года, Главный герой — следователь Юра Лапин, бывший детдомовец, и его главная жизненная установка — помогать таким же, как он, Он превращает свое жилище в перевалочный пункт, где его друзья и питомцы, «безотцовщина», набираются сил перед окончательным выходом в самостоятельную жизнь, Это не следование принципам, сознательно взятому на себя долгу или нормам «социалистической морали», По Маканину, его герой просто не может по-другому, он несет свое прошлое на спине, как привычную тяжесть-торбу, как горб, Он запрограммирован, «обречен» на альтруизм, на то, чтобы расходовать свою жизненную энергию на благо другим, Так он и живет, беспокойно, безбытно, но в полном мире с самим собой — и постепенно саморастрачивается, истаивает, сходит на нет,