Труд П. К. Энгельмейера "Философия техники" достоин места в программе технических вузов.


рекомендуем сервисный центр
Для нас особую ценность в работах классика отечественной философии техники представляет его активный интерес к деятельности инженера, которую Петр Климентьевич рассматривает в совершенно новаторском русле, отличном от традиционных, бытовавших тогда, взглядов. Ученый глубоко размышлял над сутью инженерной деятельности, в том числе над ее местом и ролью в общественной жизни.

По мнению П. К. Энгельмейера, инженерное искусство - это органичная целостная система, базирующаяся на приложении технического и в то же время естественнонаучного знания, социально-экономических факторов и этически-эстетического аспекта. Подготовка высококлассных инженеров должна заключаться в формировании в них в одночасье творцов-созидателей и скрупулезных исполнителей, ученых в своем роде и экономистов, предпринимателей-производственников, представителей технической политики и даже психологов, инженеров человеческих душ.

Рассуждения П. К. Энгельмейера о значимости и сущности инженерной деятельности детально репрезентованы в его работе "В защиту общих идей в технике". По его представлению, инженер одновременно как руководитель хозяйства и творческая личность волею исторического развития вынужден покинуть свою тесную мастерскую и выйти на арену активной социальной деятельности, ближе к государственному управлению. Следуя за Платоном, ученый позволяет себе мечтать об идеальном государстве с главенствующей ролью инженера, для которой последний должен быть соответственно подготовлен с 4-х тесно взаимосвязанных сторон: 1) прежде всего, технической; 2) экономической; 3) юридической; 4) социально-этической. На этом основании будущему инженеру уже со школьной скамьи, помимо технических знаний, должны прививать и общую эрудицию, так называемую умственную культуру, заключающую в себе основы экономики и технологии, правоведения и политологии, этики и психологии. К тому же, юного инженера еще следует научить корректно пользоваться все этим материалом, то есть развивать в нем навыки логического, философского и критического мышления.

Рассмотрим основные постулаты "философии техники" П. К. Энгельмейера сквозь призму некоторых биографических ведомостей и анализа его творческого пути. До наших дней достоверных фактов о жизни знаменитого теоретика инженерии дошло не так уж и много, как и публикаций об ученом, поскольку в советскую эпоху его труды, напечатанные до 1930 года, не переиздавались, а его имя не попало в тематические справочники и "Большую советскую энциклопедию".

П. К. Энгельмейер окончил московскую гимназию, посещал лицей в Ницце. Кроме русского языка владел французским, немецким, итальянским и английским, поэтому среди почти сотни работ из его наследия 20 написаны на французском и немецком языках. Специальное образование Петра Климентьевича заключалось в получении им квалификации инженера-механика после окончания в 1881 году курса Императорского Московского технического училища, где он учился с 1874 года. Его творческий путь начинался с редактирования и издательской работы в журнале "Техника". В специальном выпуске именно этого журнала в 1888 году под заглавием "Экономическое значение современной техники" была напечатана публикация П. К. Энгельмейера, в которой впервые осмысливалась роль и место технического прогресса в социуме, была предпринята попытка сформулировать философскую концепцию в отношении техники.

рекомендуем сервисный центр
В своей инновационной "Точке зрения для оценки успехов техники" (название статьи) Петр Климентьевич отходит от бытовавшего ранее общепринятого прагматического взгляда на технику с точки зрения ее утилитарности, приносимой пользы и практического применения. Автор толкует лексему "техника" в широком смысле, подразумевая под ней совокупность всех знаний и умений человека, направленных на решение практических целей для улучшения эффективности и производительности труда. В общее понятие "техники" он вводит следующие входящие в нее составные: 1) прикладные науки (прикладную механику, химию, физику); 2) технологию, инженерное искусство, архитектуру; 3) ремесла; 4) сельскохозяйственную технологию.

П. К. Энгельмейер в этой работе еще придерживается традиционной для того времени мысли о том, что техника учит черпать силы от природы в обмен на ограниченные человеческие ресурсы. Ученый анализирует технику: а) в исторической перспективе, описывая овладение силами природы со стороны человека (от первобытного строя до современности); б) машинной (возникновение машин как источника преобразования); а также в) с точки зрения энергии (ее аккумуляции и энергетического принципа деятельности). Через десятилетие основные постулаты этой работы найдут свой отклик и дальнейшее развитие в работе Петра Климентьевича "Технический итог XIX-го века".

Много времени П. К. Энгельмейер посвящал изобретательству. Так, в 1897 году была напечатано его руководство для изобретателей под названием "Изобретения и привилегии" с приложениями, в котором были рассмотрены основные социально-психологические и этично-моральные стороны процесса изобретения, на примерах раскрыты спорные вопросы об изобретении вечного движения, соперничестве и неудачах изобретений, а также опубликованы сам закон о привилегиях с дополнениями и указания для оформления документов.

Симптоматично, что вместо переднего слова Петр Климентьевич помещает в руководстве письмо Льва Николаевича Толстого. Граф одобрительно оценил книгу, ее цель и практическую пользу для изобретателей, которые в жизни не редко сталкиваются с проблемами, освещенными в ней. Позднее руководство было дополнено новыми разделами о "привилегировании" изобретений, то есть о патентировании и авторском праве. По сути, это в своем роде энциклопедическое издание для изобретателя справочного характера, которое сохранило свою актуальность в сфере патентного права и по сей дней. Изобретения в нем рассматриваются как объекты права собственности, а в качестве примеров приведены судебные процессы по "привилегиям" на изобретения, рисункам и товарным знакам.

Следует также отметить, что в 1898 году П. К. Энгельмейер опубликовал достаточно смелую на то время критическую работу "Критика научных и художественных учений графа Л. Н. Толстого", в которой он особое место отводит взаимным связям между техникой, наукой и искусством. Петр Климентьевич сравнивает научную гипотезу, выдвигаемую ученым перед открытием нового закона или созданием новаторского понятия, с интуицией художника. По мнению ученого, художественный элемент присутствует и на дальнейших этапах научного процесса. Он иллюстрирует свой тезис на примере ньютоновского закона притяжения, в котором присутствует как научный компонент, умственная формула, так и художественный образ реальной, но невидимой силы, действующей на тела через пространство космоса.

рекомендуем сервисный центр
Великие научные изыскания Исаака Ньютона и Чарльза Дарвина П. К. Энгельмейер считает глубоко художественными, в то же время он находит художественные произведения, такие как Библия, Одиссея, сочинения Уильяма Шекспира поучительными с точки зрения откровения, вливания понимания сути вещей в сокровенную суть всего мироздания. В этом Петр Климентьевич и видит реализацию Божьего подобия и образа в человеке. Не дивно, что такого рода размышления позднее не пришлись по вкусу советскому атеизму.

В этом же, 1898 году, в свет вышла еще одна работа П. К. Энгельмейера "Технический итог XIX-го века", продолжившая идеи его ранней философии. Кроме возвращения к вопросу этимологии и значения слова "техника", ученый рассматривает с аналогичных позиций и понятия "инженер", "машина", "механик", дошедшие до нас со времен древнегреческой культуры посредством латыни. Лексема "techna" на ряду с употреблением в промышленной и торговых сферах использовалась и в научном дискурсе, медицине, искусстве, литературе и риторике, обозначая как умения, так и средства в достижении чего-либо. Так, латинское слово "technikus" употреблялось как в значении "учителя искусств", так и "практического умельца". Посылаясь на высказывания Рибо о творческом воображении, Петр Климентьевич приходит к выводу, что в техническо-механической сфере человечеством было затрачено значительно больше ресурсов воображения, нежели в эстетической области.

Корни лексемы "инженер" кроются в латинском слове "ingenium", означающем "искусно выполненный", "измысленный" (последнее значение явно указывает на умение найти выход в практической ситуации). Трансформировавшись, это слово сохранилось в разных языках. Так, в современном английском "engineer" - слово, применимое к любому технику, а "engine" используется для обозначения мотора машины. П. К. Энгельмейер, рассматривая инженерную деятельность как искусство в своем роде, сделал вывод, что инженер по большей части занимается творческой деятельностью, в отличие от техника, который все-таки больше исполнитель. Также особенностью данного труда является то, что в нем впервые была затронута взаимосвязь технических и экономических показателей. По мнению автора, отношение техники к экономике определяется отношением потребительской ценности (полезности) к меновой ценности.

На рубеже 1903 и 1904 годов П. К. Энгельмейер публично выступил на III-м Съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в секции "Школы и курсы для рабочих" и прочитал доклад на тему "О необходимости предварительной грамотности для технического образования". В своей речи ученый акцентировал на необходимости повышения общей грамотности в России, в том числе среди рабочих, техников, для формирования инженеров высокой квалификации и развития экономического потенциала страны в целом, сравнив ее невысокие статистические показатели грамотности с другими странами на примере новобранцев. Исходя из приведенных Петром Климентьевичем данных за 1899 год , Российская империя на тот час занимала предпоследнее место в отношении грамотности (45 %) в ряду упоминаемых стран. Более низкий процент грамотных новобранцев был только у Сербии (25 %). В это же время показатель Швеции составлял 97,8 %, а Германии, Дании и Швейцарии - более 99,5 %.

Научные интересы П. К. Энгельмейера в технической сфере были довольно широкими, среди них - и увлечение электротехникой, авиастроительством и автомобилями. С 1909 года он преподавал курс только зарождавшегося автомобилестроения. В 1912 году в практическом руководстве под названием "Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка" (ІІІ-е издание) вышел посвященный автомобилям его очерк с фотографиями и чертежами. Сам ученый вместе с сыном совершил автопробег по маршруту Париж-Москва. В 1916 году свет увидел написанный Петром Климентьевичем учебник по автоделу "Катехизис шофера", один из первых в Российской империи.

рекомендуем сервисный центр
Следующей теоретической работой П. К. Энгельмейера стала "Теория творчества", опубликованная в 1910 году. В предисловии к книге, написанном учеными Эрнстом Махом и Дмитрием Овсянико-Куликовским, особенной ценностью этого труда называется сближение технического творчества с художественным и научным. Правда, позитивная оценка Э. Маха впоследствии сыграла злую шутку в судьбе российского философа, о чем будет идти речь ниже. Сравнительный и междисциплинарный подходы позволили Петру Климентьевичу в этой работе взглянуть на рассматриваемые области совершенно под новым углом, взаимно обогатить и оживить их, что в дальнейшем должно способствовать их развитию. Главным новаторским открытием П. К. Энгельмейера в этой книге является разработка основ "эврологии" - новой науки, изучающей творчество. Автор изучает природу творческого процесса в технике и искусстве, науке и религии. Сегодня в качестве синонима к понятию "эврология" часто употребляют выражение "теория творчества".

П. К. Энгельмейер разработал "теорию трехакта" относительно появления изобретений, которое проходит три этапа - акта:
1) В I-м акте должно присутствовать желание, изобретение только предполагается на уровне интуитивной гипотезы, идеи. Именно на этой стадии может быть проявлена гениальность;
2) Во II-м акте преобладают знания, поскольку изобретение доказывается, переходя в логическую сферу, составляется его план. Здесь необходим талант.
3) В III-м акте нужно обладать должным умением для уже непосредственного осуществления изобретения, которое может быть поручено другому специалисту. Творческая составная тут уже отсутствует, необходимо лишь прилежание, искусное и усердное выполнение, мастерство.

Следуя разделению искусств на утилитарные (полезные) и изящные (эстетические), П. К. Энгельмейер рассуждает о пользе. Полезно, по его мнению, все, что улучшает эффективность и производительность труда. Именно в этом и заключается цель техники как искусства и профессии, поэтому она определяется исследователем как искусство, ориентированное именно на пользу, в отличие от художественного искусства, целью которого является эстетика, красота.

Проблемам роли техники в обществе посвящена работа П. К. Энгельмейера под заглавием "Творческая личность и среда в области технических изобретений" 1911-го года. В творческой среде ученый видит необходимые для прогресса силы, которые в то же время являются враждебными. Творческая личность и среда рассматриваются им в ракурсе борьбы 2-х стихий, в чем и заключается главное противоречие любой инновации. Как массы не могут не подчиняться законам инерции, так и творческая индивидуальность не в состоянии промолчать об очевидных для нее вещах. Петр Климентьевич задается вопросом, счастье ли это быть изобретателем. По его мнению, счастливым изобретатель может быть, но при соблюдении таких условий, как наличие а) творческого гения, б) необходимого знания, в) мастерства, то есть умения обращаться непосредственно с материей, г) коммерческая жилка, основанная на хорошем знании людей; д) удача.

Воспитанию творческого гения, по мнению ученого, будет содействовать развитие инженерного мышления методами научно-технического творчества. П. К. Энгельмейер поддал критике систему школьного образования, в которой господствует дедуктивный метод (ведущий от первоначального провозглашения правила до его последующего доказательства), убивающий и заглушающий догадку в голове ученика. Также Петр Климентьевич отмечает, что в преподавании истории технического развития следует рассказывать не только о позитивных достижениях, но и о технических заблуждениях и ошибках для пущего развития критического мышления. Соответствующие профессиональные знания приобретаются уже в техническом вузе. Развитию предпринимательского таланта поможет изучение таких современных дисциплин, как экономика, социология, психология. Удача зависит не только от случайных объективных факторов, но и от внутренних убеждений, чутья, интуиции.

Важная роль отводится в этом труде П. К. Энгельмейера и вере. Ее функция заключается в признании или отрицании основных научных положений, которые нельзя доказать, как отдельные научные утверждения, конкретные формулы, законы или понятия. Изобретения Петр Климентьевич разделят на "здоровые", обладающие наружным и внутренним успехом, и "больные", сопровождающиеся наружным и внутренним неуспехом.

В феврале 1912-го года на публичной лекции для студентов научных кружков Московского императорского технического училища было положено начало программному и фундаментальному труду П. К. Энгельмейера - "Философии техники", подытоживающей все его предыдущие философские изыскания. Основные теоретические идеи и положения этой работы родили целое научное направление - философию техники. Работа состоит из 4-х выпусков: в I-м предлагается общее рассмотрение предмета философии техники, его содержание; во II-м представлен анализ основных философских проблем в связи с технической составляющей ; III-ий под общим названием "Наша жизнь" затрагивает проблемы изобретательства в повседневной жизни в свете возможного обретения человеком счастья; IV-й выпуск под заглавием "Техницизм" сосредоточен на создании человеком искусственного мира, как в духовном плане, так и материальном.

В предисловии к I-му выпуску своей основной работы П. К. Энгельмейер отмечает, что философия техники впервые стала темой лекции для широкой общественности. В самом выпуске, кроме общего обзора предмета "философии техники", истории техники в ретроспективном срезе с привидением высказанных знаменитыми мыслителями постулатов о технике, рассмотрения ее научной стороны, определения места и роли техники в развитии человеческой культуры, особенного внимания заслуживает выведенная Петром Климентьевичем "формула воли".

рекомендуем сервисный центр
Волевую сферу ученый рассматривает как смесь человеческих побуждений к Добру, Истине, Красоте и Пользе, мотивирующих к действию. Пользуясь ассоциацией, взятой из сферы химии, о том, что все органические тела, несмотря на их разнообразно бесконечное множество, состоят в результате в определенных пропорциях (с соответствующими коэффициентами) всего из 4-х элементов (С - углерода, H - водорода, N - азота, О - кислорода), П. К. Энгельмейер вывел аналогичную формулу для воли, имеющую 2 бесконечных предела и антонимичную, биполярную систему понятий: В = И + К + Д + П, где В - это Воля, И - Истина / Ложь (с соответствующим коэффициентом m), К - Красота / Уродство (с коэффициентом n), Д - Добро / Зло (с коэффициентом р), П - Польза / Вред (с коэффициентом q).

Воле человека, по мнению П. К. Энгельмейера, свойственно реализовываться между 2-мя бесконечными пределами: дьявольской волей, когда все коэффициенты устремлены к бесконечности со знаком "-", и божественной волей при устремлении коэффициентов к бесконечности со знаком "+". В случае, если коэффициенты n, p и q равны 0, мы сталкиваемся с формулой "чистой науки", где Воля равна Истине (В = И), поскольку все побуждения человека направлены только на Истину (коэффициент m). Если нулю равны коэффициенты m, p и q, а все побуждения сориентированы в сторону коэффициента n, мы получаем формулу "чистого искусства", где Воля тождественна Красоте (В = К). При нулевых коэффициентах m, n и q выводится формула "чистой религии и этики", где Воля равна Добру (В = Д), а все человеческие устремления направлены на коэффициент n. Когда же нулю равны коэффициенты m, n и p, а побуждения человека направлены только на q, мы имеем дело с "чистой техникой", где Воля равна Пользе (В = П). Конечно же в реальной жизни коэффициенты никогда не будут нулевыми, это лишь условная схема-модель, но когда один из них начинает довлеть над остальными, и возникает та или иная прикладная область, техника, этика, искусство или наука.

Во ІІ-ой части своей монографии П. К. Энгельмейер проводит анализ философских проблем в технической сфере, апеллируя к трудам таких выдающихся философов, как Анри Бергсон, Уильям Джемс, Иммануил Кант, Джон Карпентер, и многих других гениев мысли, склоняясь к мнению, что помимо рационального и логичного в науке определенно есть место и иррациональному, поскольку человек состоит не только из разума и вся его жизнь по своей сути иррациональна. Возможности решения какого-либо вопроса с разных точек зрения, часто противоположных, со стороны дилетанта и профессионала, рассматривается в разделе "Дилетантизм". Ученый настаивает на необходимости применения всестороннего, системного и междисциплинарного подхода в решении проблем философии техники.

В III-м выпуске своего монументального труда, носящего название "Наша жизнь", теоретик-философ техники рассматривает жизнь изобретателя с позиции счастья, которое заключается в успешном и непрерывном удовлетворении человеческих потребностей. Исходя из всего этого, творчество, по П. К. Энгельмейеру, является основополагающим жизненным принципом. В главе, посвященной житейскому здравому смыслу, являющему собой накопленные интуитивные догадки огромного количества людей, Петр Климентьевич приходит к выводу, что сама жизнь является творчеством, поэтому ее теорией должна быть соответственно теория творчества. Непременным "условием счастья" для человека, по мнению ученого, является акт творения. В этом контексте П. К. Энгельмейер дает и определение "личности", наделенной от природы своеобразным "внутренним светильником", в науке называющемся интуицией, а в повседневной жизни - здравым смыслом, тактом, с помощью которого человек и способен отличить добро, истину, красоту, пользу.

Петр Климентьевич проводит дифференциальную линию между интуицией (догадкой) и верой, несмотря на родственность этих понятий, подразумевая под первой наше отношение к собственной, возникающей в сознании, мысли, а под второй - отношение к мысли другого человека. Веру же и разум ученый считает понятиями обратно пропорциональными. Религия и нравственность также попадают в объектив исследователя с точки зрения их соотношения. Разницу между ними П. К. Энгельмейер видит в регуляции нравственностью отношения человека к чувственному миру, в то время, как религия способствует регуляции человеческого отношения к миру сверхчувственному. Корень нравственности определяется философом техники как сочувствие, эмпатия, а добро - как принесение пользы другому, то есть удовлетворение уже не собственных потребностей, а потребностей других людей. В этом и заключается общественная функция добра, по мнению ученого.

IV-ая заключающая часть "Философии техники" П. К. Энгельмейера посвящена проблеме техницизма как учения о строительстве жизни и деятельности человека. В основу теории техницизма легли прежние идеи Петра Климентьевича о "трехактности" творчества. Согласно с его теорией деятельность человека состоит из 3-х основных стадий, актов: 1. интуитивного, 2. рассудочного (дискурсивного)и 3. рефлекторного, соответствующих в свою очередь 3-м базовым "ипостасями человека" (чувству, разуму, воле), составляющим триединую сущность человека творческого. Искусственный мир, творимый человеком, по определению ученого, и есть культура, которую в свою очередь можно разделить на вещественную (материальную) и духовную. Вещественная культура включает в себя внешний искусственный мир, созданный руками человека, а духовная - внутренний искусственный мир, который человек сотворил исключительно в своей голове, сознании, внутри себя. Два этих типа культуры могут взаимно переплетаться, духовная культура может найти воплощение в материальных объектах.

рекомендуем сервисный центр
В 1922 году ученый по праву был удостоен звания старейшего русского работника в области техники и философии. В первую четверть ХХ столетия имя П. К. Энгельмейера было еще широко известно в отечестве и заграницей. После революции, с 1921 по 1929 годы, ученый ездит и читает лекции по философии техники в Баку. В 40-летний юбилей своей научной и педагогической деятельности в мае 1927 года Петр Климентьевич читает доклад на тему "Пятдесятилетие философии техники" на заседании Политехнического общества. Советский журнал "Инженерный труд" за этот же год (№ 3) сравнивает философа-энциклопедиста и инженера П. К. Энгельмейера с великим изобретателем Леонардо да Винчи. С 1927 по 1929 годы он руководит в Москве созданным им кружком по общим техническим вопросам при Политехническом обществе Всейсоюзной ассоциации инженеров. Впоследствии, в годы реакции, кружок распался, а общество и ассоциация были ликвидированы постановлением сверху.

В условиях становления тоталитарного режима не на руку П. К. Энгельмейеру стали его научные связи с Эрнстом Махом, австрийским физиком-механиком и философом, чье учение в Советском Союзе получило негативную оценку и критику от самого В. И. Ленина. Ярлык "махизм" в советское время получили многие работы. Такое обвинение не только считалось большим идеологическим и теоретическим грехом, но и вело за собой конкретные административные санкции. В 1929 году Петр Климентьевич был подвержен разгромной критике после выхода статьи "Нужна ли нам философия техники?" в журнале "Инженерный труд". При этом ученому был навешен еще один ярлык - "идеалиста-утописта". Таким образом знаменитого теоретика и философа техники мирового масштаба заставили переключить свою деятельность из сферы философии в более идеологически нейтральную плоскость - область практики.

1930-й год был ознаменован для Петра Климентьевича выходом его публикации в соавторстве о конструктивных особенностях моторных лодок. Эта была последняя напечатанная книга ученого и предпоследняя публикация в целом. В 1936 году ему еще удастся выдать одну статью о своих автомобильных воспоминаниях. Также в начале 30-х годов П. К. Энгельмейером был представлен машинописный проект (на 30 страниц) Дворца техники, возведение которого планировалось на базе московского Политехнического музея. Далее, гениального ученого, не раз затрагивающего в своих трудах проблемы веры и иррационального в науке, постигло незаслуженное забвение на долгие годы, что объясняется, прежде всего, не соответствием его философии господствующей советской идеологии.

Идеи Петра Климентьевича Энгельмейера, посвященные вопросам творчества и техники, изобретательства и развития инженерной науки, роли техники в обществе, во многом новаторские и инновационные, значительно опережающие свое время, не теряют своей актуальности и свежести и в наши дни. Они требуют более детального и тщательного изучения, сознательного осмысления заинтересованными профессионалами. Основные труды П. К. Энгельмейера, напечатанные до 1930-го года, стали в своем роде "классикой" для людей, посвятивших свою жизнь инженерной деятельности, поэтому однозначно должны изучаться будущими специалистами в этой области и занять свое достойное место в программе высших технических учебных заведений для подготовки и воспитания действительно высококвалифицированных инженеров.